Свобода передвижений и выбора места жительства в России миф или реальность 7strannik — ЖЖ

Свобода передвижения — Acta

Свобода передвижения в теории

Свобо́да передвиже́ния — право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать своё место жительства и пребывания, покидать страну и возвращаться в неё.

Право на свободу передвижения устанавливается как в международных актах, так и российским законодательством.

Теоретиками школы естественного права относятся к естественным правам, так как естественный характер происхождения обусловлен «природой» человека. Входят в группу личных прав и свобод.

Свобода передвижения в международном праве

Свобода передвижения устанавливается ст.2 римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г. (парижский ПРОТОКОЛ N 4 от 16 сентября 1963 года):

Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.

Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966:

Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Свобода передвижения в России

В национальном законодательстве свобода передвижения устанавливается в ст.27 Конституции РФ:

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

А также в ст.1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Считается, что свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (установлено Постановлением КС РФ от 04.04.1996 N 9-П).

Свобода передвижения лиц: проблема репатриации цыган

Автор: Арабей Елизавета

Свобода передвижения лиц – один из четырех основных принципов функционирования Внутреннего рынка ЕС. Основные положения, касающиеся свободы передвижения лиц заложены учредительных договорах и в Директиве 2004/38 о свободе передвижения лиц. Эта Директива раскрывает сущность фундаментального права граждан ЕС на свободное передвижение и устанавливает соответствующие ограничения этого права по соображениям общественного порядка, общественной безопасности или общественного здоровья. Такое право, бесспорно, является фундаментальным правом для каждого гражданина ЕС, так как позволяет свободно перемещаться и выбирать место жительства в соответствии с наилучшими условиями для жизни, а также предоставляет возможность выбора работы, независимо от национальной принадлежности и изначального государства проживания. Свобода передвижения работников, как одна из составляющих свободы передвижения лиц, заключается в наличии у работника права принимать реально сделанные предложения работодателей, беспрепятственно перемещаться внутри ЕС в целях трудоустройства, оставаться на территории государства-члена ЕС как в целях трудоустройства, так и после окончания трудовой деятельности.

Читайте также:  Дистанция Между Автомобилями по ПДД, Минимальный Безопасный Интервал на Дороге Зимой в Гололед, в До

В последнее время возникла ситуация, прямо касающаяся применения на практике принципа свободы передвижения лиц внутри ЕС. Дело в том, что цыгане являются самой большой группой среди этнических меньшинств, распространенных в ЕС. Цыгане проживают в разных частях ЕС небольшими группами. По данным Европейской Комиссии в ЕС проживает около 11 млн. цыган. В связи с расширением ЕС многие цыгане из восточной Европы (Румыния, Болгария, Чехия) перемещаются в Западную, так как социальный и экономический уровень государств Западной Европы значительно выше недавно вступивших в ЕС государств Восточной Европы. В настоящее время Франция проводит процедуры по выдворению из страны цыган. Такие меры, по мнению официальных лиц Франции, необходимы для поддержания общественного порядка и безопасности граждан. Такой подход к решению проблем малочисленных этнических групп не соответствует социальной политике ЕС и нормам относительно свободы передвижения лиц в ЕС.

В связи с этим Европейская Комиссия решила дать Франции возможность доказать, что действия французских официальных лиц в отношении цыган не противоречат законодательству и социальной политике ЕС и не нарушают гарантированную свободу передвижения граждан в пределах ЕС. Официальный Брюссель пригрозил Франции судебным процессом по факту не проведения процедур гармонизации европейского законодательства о свободе передвижения лиц, которое является первопричиной депортации цыган из Франции. Европейская Комиссия напомнила, что право каждого гражданина на свободное перемещение по территории ЕС является одним из фундаментальных принципов права ЕС. На данном этапе Европейская Комиссия предполагает, что Франция еще не имплементировала в национальное законодательство Директиву о свободном передвижении лиц.

Европейская Комиссия направила Франции официальное письмо с предложением провести гармонизацию национального законодательства, а также поставила перед французскими официальными лицами ряд вопросов о применении мер по репатриации (возвращение в страну происхождения) этим летом.

Франция, в свою очередь, заверила Европейскую Комиссию, что её требования будут соблюдены: законодательство будет приведено в соответствие в кратчайшие сроки. Но, по словам представителя Европейской Комиссии Комиссара по делам правосудия Вивиан Рединг, заверения Франции не являются достаточным основанием для прекращения расследования. В случае, если Франция не устранит нарушения, Европейская Комиссия должна будет начать судебный процесс против Франции. Рединг запросила у официального Парижа ряд документов, среди которых приказы о репатриации цыган.

Стоит заметить также, что многие государства-члены ЕС проводили действия по репатриации цыган, например, Италия. Такое положение вещей говорит о том, что заселение территории ЕС цыганами становится проблемой для государств-членов ЕС. В связи с этим, Европейская Комиссия заявила, что в апреле 2011 года будет представлены основные положения для Стратегии национальной интеграции цыган. В стратегии будет проведена оценка использования национального и европейского финансирования, а также представлены предложения для более эффективного использования финансирования для борьбы с притеснениями цыган. Государствам-членам ЕС предложено представить свои национальные стратегии помощи и содействия цыганам, которые станут частью национальных программ, направленных на борьбу с бедностью и безработицей.

Таким образом, дальнейшие события в этой области будут зависеть от того, представит ли Франция проект предложений по имплементации Директивы о свободном передвижении лиц до 15 октября. В случае, если сроки будут соблюдены, Европейская Комиссия, понимая сложность положения французских властей, а также имея представление об аналогичных мерах со стороны других государств-членов ЕС, не будет инициировать судебное разбирательство.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Статья 27 Конституции России

Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Читайте также:  Лада Калина передний и задний бампер как снять, видео, хэтчбек

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации

Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)

Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.

В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.

Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.

Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.

Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.

Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).

Читайте также:  Какой наждачкой зачищать шпаклевку на стенах

Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.

Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.

Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.

Ссылка на основную публикацию
Сварка чугуна специальными электродами в домашних условиях
Как варить чугун электросваркой в домашних условиях У домашнего мастера выполнение сварочных работ со сталью не вызывает трудностей. А вот...
Самые экономичные автомобили по расходу топлива 2020 года
ТОП-10 недорогих, надежных, экономичных автомобилей 2019-2020 описания, характеристики, цены Мы изучили десятки автомобилей и выбрали самые недорогие, надежные и экономичные...
Самые экономичные автомобили по расходу топлива
Машины с маленьким расходом топлива Мало водителей, которые не следят за расходом топлива на своей машине. Это стоит делать для...
Сварочная маска Хамелеон с автоматическим затемнением видео тестов обычного аксессуара сварщика с пр
Сварочная маска Хамелеон с автоматическим затемнением видео тестов обычного аксессуара сварщика с пр Главная / Приспособления и детали Время на...
Adblock detector