Стук в двигателе на холодную, диагностика стука

Стук в двигателе на холодную причины, последствия и способы устранения

Любого автовладельца радует плавная, корректная, практически бесшумная работа двигателя авто, ведь это свидетельствует о его полной исправности. Поэтому обоснованно настораживают различные посторонние звуки, возникающие в зоне ДВС, ведь они являются своеобразным сигналом к тому, что возникли какие-либо неполадки, требующие немедленного устранения.

Одним из таких сигнальных маркеров является стук в двигателе на холодную.

Критерии звуков

Причин того, почему стучит двигатель весьма предостаточно. Некоторые стуки указывают лишь на небольшие неполадки, которые можно легко диагностировать и исправить при ближайшем техосмотре. Но есть ряд звуков, которые очень четко говорят о том, что есть серьезные проблемы ДВС, требующие незамедлительного вмешательства во избежание возникновения многих неприятных ситуаций, таких как, например, капитальный ремонт двигателя.

Возникновение любого звука происходит из-за того, что один элемент ДВС ударяется о другой, при этом каждый из ударов может иметь свою индивидуальную звуковую окраску, интенсивность, длительность и частоту.

Если стук двигателя приглушенный, слабый, возможно исчезающий при езде, то автомобилю, как правило, не угрожает серьезных поломок, но своевременная диагностика излишней не будет.

Средний по громкости и интенсивности звук указывает на более серьезные неполадки. В этом случае первым делом необходимо отправиться в ближайший автосервис, чтобы избежать серьезных поломок двигателя.

Если звуковой маркер имеет четкую, громкую звуковую окраску, то автовладельцу необходимо срочно заглушить двигатель и вызвать эвакуатор. При самостоятельном движении может стукануть мотор.

Причины возникновения стука

Причин для возникновения стуков в моторе насчитывается достаточно много. Основными среди них является механический износ деталей и узлов, а также образование детонационных процессов. Характер звука во многом зависит от причины его появления, то есть поломки какой-либо детали или от степени детонации. Этот фактор становится основополагающим для грамотной диагностики.

Стук, возникающий при запуске холодного ДВС, с последующим его прогревом может самоустраниться полностью, стать менее интенсивным, не изменить свой характер при дальнейшей работе мотора либо усилиться при повышении давления и/или температуры.

К основным факторам, определяющим наличие соответствующих неисправностей мотора, узлов или механического износа деталей, относятся следующие.

  • Металлический стук в двигателе, при условии полной исправности ДВС, сигнализирует о несоответствии принятым нормам тепловых зазоров. Исправить такую ситуацию можно профессиональной регулировкой клапанов.
  • Потеря работоспособности гидрокомпенсаторов также вызывает стук двигателя на холодную. Компенсаторы выходят из строя, как правило, при механическом износе, использовании масла, неподходящего для автомобиля по предъявляемым эксплуатационным характеристикам, а также несвоевременная его замена. Для устранения такой неисправности достаточно осуществить полную промывку двигателя, замену масляного фильтра с заливкой подходящего типа масла.
  • Увеличение зазора коренных вкладышей может стать причиной возникновения стука при первых нескольких секундах после запуска мотора. При этом он самоустраняется при повышении показателя давления системы смазки. Некорректная работа вкладышей может быть спровоцирована и уменьшением производительности масляного насоса.
  • В этом случае количество поступаемого масла становится недостаточным, одновременно происходит закупоривание каналов, которое приводит к тому, что масло не успевает произвести качественную смазку всех узлов и деталей. В результате они начинают издавать неприятный на слух стук и скрежет.
  • Глухие металлические многократные удары в двигателе при разгоне могут указывать на сбой в работе шатунов. Дело в том, что такой звук характерен для изношенного шатуна, ударяющегося о шейку коленчатого вала. Здесь необходима срочная помощь профессионального автослесаря, так как эксплуатация автомобиля в таком состоянии категорически запрещена.
  • О неполадках газораспределительного механизма также свидетельствует характерный звук в двигателе. Самая распространенная причина — увеличение зазоров распределительного вала. При последующем прогреве двигателя такие стуки становятся либо менее интенсивными, либо полностью пропадают.
  • Если поршень достаточно изношен, то он также может издавать постукивание при эксплуатации. Дело в том, что поврежденные поршни свободно двигаются, как бы “гуляют«в цилиндрах, вызывая характерный металлический звук при ударе «юбкой». Аналогичный стук может вызывать деформация поршневых колец.
  • Стук, вызванный детонацией, отличается достаточной звонкостью. Его интенсивность закономерно возрастает с каждым оборотом двигателя. Основная причина — несвоевременное и неравномерное воспламенение топливно-воздушной смеси, провоцирующее возникновение внутри цилиндров самопроизвольных разрушающих взрывов.
  • При холодном моторе, возникновению детонационных ударов, а значит, и характерному стуку приводит применение топлива с низким октановым числом (согласно рекомендации производителя).
  • Весьма распространенным фактором появления стука является использование более тонкой, чем необходимо прокладки головки блока цилиндров, вызывающее повышение показателя степени сжатия.
  • Различные удары в подкапотной зоне могут быть вызваны различными поломками навесных узлов и агрегатов, например, генератора водяной помпы, привода ГРМ и т.д.
Читайте также:  Замена сцепления на Рено Дастер с полным приводом

Самостоятельная диагностика нарушений

Если нет возможности провести профессиональную диагностику в условиях автосервиса, то можно попробовать самостоятельно выявить причины, по которым появился характерный металлический звук.

  1. Первоначально следует четко убедиться, что звук исходит именно от мотора, а не от других агрегатов или узлов. Если в автомобиле установлена механическая коробка передач, то рекомендуется полностью выжать сцепление, чтобы произошло разъединение сцепления с двигателем. В этом случае можно будет четко определить, что причина стука располагается именно в силовом агрегате, а не в трансмиссии.
  2. Затем необходимо внимательно прислушаться к стуку, определить его продолжительность, цикличность, интенсивность звучания. Как отмечалось ранее, даже определенный уровень тональности характерен для разных неисправностей.
    • звонкий удар, набирающий обороты и исходящий из верхней области ГБЦ — проблема с зазорами клапанов;
    • звук, похожий на удар маленького металлического шарика по крышке со свойственным нарастанием — неисправность гидрокомпенсатора;
    • шелестящий, свистящий и скрипящий звук — неисправность цепи или ремня ГРМ, а также ремня генератора;
    • детонация имеет звонкую, яркую звуковую окраску, обычно применяется термин «стучат пальцы»;
    • также в обязательном порядке необходимо проверить надежность крепления опор (подушек) двигателя и, по возможности, всей ходовой части

Для более внимательного прослушивания возникших стуков автовладельцы очень часто применяют такой прибор, как фонендоскоп технического типа. Профессиональная диагностика подразумевает использование мотор-тестера.

Причин появления посторонних шумов в двигателе, в том числе и стуков различного характера, очень много. Многие из них указывают на незначительные неполадки, с которыми автомобиль может мирно «сосуществовать» на протяжении долгого времени. Но также появившийся стук может указывать и на серьезные поломки деталей и/или узлов ДВС, игнорировать которые категорически запрещено.

Конструкция двигателя подразумевает взаимодействие многих деталей и узлов, которые в процессе эксплуатации подвергаются достаточно значительным нагрузкам. Маркером для многих неисправностей ДВС служит исходящий стук, имеющий свою индивидуальную для каждого вида поломки тональность, продолжительность и интенсивность.

Благодаря этому при внимательной диагностике можно не только выявить причину неисправности ДВС, но и своевременно ее устранить.

Стук в двигателе – что делать

Если вы услышали стук в двигателе, то готовьтесь к серьезной диагностики, поскольку причин стука может быть великое множество и большинство из них имеют довольно серьезные причины. Причем проявляться стук может по-разному:

  • при запуске на холодную,
  • при запуске на горячую,
  • при повышении оборотов,
  • на постоянной основе и т.д.

В процессе эксплуатации стук может менять свою частоту, изменять тональность, уходить и вновь появляться. Самостоятельно определить причину того, почему стучит двигатель достаточно сложно, однако мы попытаемся описать основные из них.

Причины стука в двигателе

Почти всегда, если появился стук двигателя на холодную – это стучит распредвал или коленвал. Звук в обоих случаях глухой, переходящий в звонкий при повышении оборотов. Разница между ними лишь в частоте – распредвал стучит в два раза медленнее оборотов двигателя, тогда как коленвал стучит с частотой равной оборотам ДВС.

Следующий тип– стук двигателя на горячую. Здесь тоже может быть несколько вариантов – если звук сильный и глухой – это может быть ранняя детонация топлива. Если звук звонкий и сопровождает работу ДВС в любых условиях – это стучат клапана. Клапана спутать с чем-либо другим сложно, как и раннюю детонацию. Первое похоже на «перестук». Второй же вариант – это звук несбалансированной работы двигателя. При этом авто заметно подстраивает.

Читайте также:  Как узнать год выпуска шины и определить, где смотреть дату производства резины

Ну а если появился стук двигателя на оборотах, то это либо клапана, либо изношенные шатуны. Во втором случае вы можете резко сбросить газ, и если звук слегка усилился, то это точно шатунная группа. Про клапана мы написали выше.

Также может проявляться заметный стук при запуске. Тут несколько вариантов:

  • привод бензонасоса,
  • ТНВД на дизельных двигателях,
  • распредвал или коленвал (некоторое время, пока до них не дойдет смазка) и т.д.

Любой тип стука сигнализирует о срочной необходимости профессиональнной диагностики! Помните, что чем сильнее стучит мотор, тем больше вероятность того, что двигатель испытывает серьезные нагрузки. Во избежание нанесения непоправимого вреда своему автомобилю, не откладывайте в долгий ящик поездку на диагностику. Поскольку устранение последствий позднего ремонта может встать в разы дороже, чем устранение первоначальной причины.

Как устранить стук в двигателе

Поскольку причин возникновения стука в моторе очень и очень много, то нет какого-то конкретного рецепта по его устранению. Например, если он связан с несбалансированной работой двигателя, клапанов и поршней, то вам поможет исключительно полноценный ремонт поршневой группы. Ну а вообще, причиной стука в двигателе может быть что угодно – любой зазор, некачественный крепеж, повреждение деталей – все это может приводить к появлению того или иного неприятного звука.

Единственный выход из ситуации – это грамотная диагностика и устранение причин, какими бы они ни были. Они могут быть банальными – от потребности в регулировке клапанов до полноценного ремонта двигателя. Просто обратитесь к специалистам, и все ваши проблемы будут решены в ближайшее время!

Интересные статьи на заметку:

С уважением, команда специалистов engine-repairing

На холодную начал стучать двигатель?

В данной статье рассмотрим две причины стука мотора. А также, чем такие симптомы чреваты для ДВС.
Нередко водителям приходиться сталкиваться с тем, что стучит двигатель на холодную. Хотя данное явление может возникать и в теплое время года. Причин, способных спровоцировать подобные симптомы, – множество, однако есть один общий момент – двигатель стучит на холодную, и спустя какое-то время стук исчезает. Безусловно, многие заинтересованы в том, чтобы выявить причину возникшей проблемы, а также убедиться в отсутствии риска как для движка, так и для водителя и пассажиров. Однако как бы там ни было, нужно быть готовым к тому, что появившейся звук так или иначе связан с техническими неполадками в двигателе.

Причина 1: стук клапанов

Стук клапанов – наиболее часто встречающееся явление.
В основном, стук клапанов встречается на автомобилях, имеющих солидный пробег, а также в двигателях, которые находятся в плачевном состоянии либо продолжительное время подвергается высоким нагрузкам. Хотя, как и везде, есть и исключения из правил. Бывает, что даже на “свежих” машинах с минимальным пробегом клапана начинают постукивать.

Стук клапанов. Причины

Основная причина возникновения подобного звука лежит в увеличении зазора между кулачками распределительного вала и рокерами. Если зазор между данными элементами отклонился от нормы в большую сторону, то теряется контакт привалочных плоскостей и кулачок начинает бить об рокер. В следствие этого возникнут посторонние шумы идентичные металлическому цокоту. Чем больше величина зазора – тем значительней будут износ и урон, что в конечном счете приведет к серьезной неисправности всего силового агрегата. Заводские рекомендации установки теплового зазора находятся в инструкции к эксплуатации и обслуживанию.
Малая величина зазор тоже – не есть хорошо, потому что в данном случае клапан будет иметь зажим, а по прошествии какого-то времени клапан и вовсе может не закрываться полностью. Эксплуатация автомобиля с зажатыми или частично закрытыми клапанами чревато тем, что двигатель будет перегреваться, и еще снизится компрессия. Не исключено, могут полностью выйти из строя один, или даже нескольких цилиндров.
С целью недопущения такого сценария нужно прибегнуть к несложной рекомендации – своевременно регулировать тепловой зазор клапанов. В основном, данная процедура выполняется каждые 40-60 тысяч километров пробега (для иномарок, а для отечественных может потребоваться промежуток в виде 25 тысяч километров).

Детонация – предпосылка к появлению стука клапанов в двигателе

Помимо неправильных регулировок клапанов, причина стука может крыться в детонации некоторых цилиндров. Процесс детонации в двигателе – это образование взрыва, который волной ударяется о цилиндрические стенки и прочие элементы поршневой группы. С этими ударными волнами и может быть связан стук клапанов. Характерные детонационные признаки следующие: увеличивается вибрация, из выхлопной трубы валит черный дым (либо иной неестественный для выхлопных газов цвет), снижается мощность, перегревается мотор.

Читайте также:  Как вытащить и поменять личинку в замке двери

Стук клапанов, при условии что двигатель прогрет может быть вызван увеличенными оборотами в то время как масляное давление низкое.
В этом случае, диагностике надо подвергнуть маслонасос, маслоприемную трубку, сетку, каналы. Повысить шумность может не только масляное голодание, но и потеря маслом своих смазывающих свойств.

Выход из строя толкателей

Еще одной причиной стука клапанов “на холодную” является износ толкателя. В случае загрязненных толкателей либо наличия у них протечки, именно толкатели могут быть основной причиной недостаточного потока масла в клапаны. В результате в процессе прогрева мотора можно слышать подтверждающий металлический цокот.

При нормальном масляном давлении надо проверить величину зазоров, – не исключена необходимость регулировки клапанов. Регулируются зазоры посредством специальных щупов, устанавливающие щель между коромыслом и верхним краем штока. В случае верхнего расположения распределительного вала – между кулачком и толкателем.
Если же, зазоры находятся в норме, то может быть другая причина стука непрогретого мотора. Об этом – ниже.

Причина 2: стук гидрокомпенсаторов

Что такое гидрокомпенсатор? – это устройство, посредством которого осуществляется регулировка зазоров клапанов в двигателе. Гидрокомпенсатор избавляет от необходимости самостоятельно регулировать клапана.
Причины
Стучать компенсаторы могут в следующих ситуациях:

  • неисправность самой конструкции гидрокомпенсатора;
  • двигатель, точнее его системы, отвечающие за подачу масла также могут стать причиной стука.

Неисправности конструкции компенсатора. Причины:

  • стук компенсаторов может быть вызван износом ударной площадки плунжерной пары. Это возникает из-за того, что кулачки распредвала со временем делают вмятины на рабочей площадке плунжера;
  • брак отдельных элементов компенсатора может быть вызван заводским фактором;
  • засоряется клапан, что подает масло, и он может залипать;
  • попал воздух в компенсатор – как следствие ограниченного потока масла в механизм;
  • загрязняются детали гидравлического компенсатора. Происходит это из-за постепенного нагара масла, и при попадании в него неорганичных примесей.

Двигатель. Системы, связанные с подачей масла. Причины:

  • воздух в масле (если его уровень в двигателе отклоняется от нормы);
  • нагар и грязь в масляных каналах, которые доставляют масло в гидрокомпенсатор;
  • неисправность масляного фильтра;
  • не грамотно подобрано масло;
  • двигатель перегрелся (меняется состав моторного масла).

Опасны ли стуки на непрогретом двигателе?
Возникает стук, когда двигатель не прогрет? – это не всегда критично. Суть такова, что в прогретом двигателе у масла будет иная вязкость, ибо по мере нагрева она меняется. В связи с тем, что масло не может просочиться внутрь компенсатора и возникает стук.
Диагностика: какой гидравлический компенсатор стучит?
Опытный слесарь без проблем определяет место стука. В основном, пользуются акустической диагностикой – точно определяет, какой именно гидрокомпенсатор постукивает. Когда стучащий элемент обнаружен, нужно его снять и промыть. После – поставить обратно и завести двигатель повторно. Если все также стучит – компенсатор под замену.
Если стук есть и после замены, то нужно искать причину в двигателе – в других его частях, а также оценить качество масла.

Стук гидрокомпенсаторов. Последствия

Стоит знать о последствиях, ибо едва различимый стук может в будущем способен попортить двигатель и доставить крупные проблемы.
Неисправность гидрокомпенсаторов сокращает ресурс привода ГРМ, и пагубно влияет на ГБЦ, поршни. Негативное воздействие происходит медленно, но мучительно. Поэтому, дабы избежать проблем в двигателе, лучше заменить компенсаторы на новые.

Ссылка на основную публикацию
Стентирование сосудов сердца показания, видео операции, осложнения, реабилитация и отзывы, сколько ж
Сколько живут после операции стентирования сердца, дают ли инвалидность Из этой статьи вы узнаете: что такое стентирование сердца, сколько живут...
Сталь 10 — Полный марочник сталей и сплавов
Марки стали Расшифровка, виды, таблица с разъяснениями Принимаясь за создание какого-либо изделия, проектировщики разрабатывают его конструкцию, и подбирают марки сталей,...
Сталь марки 18ХГТ расшифровка, характеристики и применение, хим состав, термообработка, механические
Сталь 18ХГТ конструкционная легированная расшифровка, характеристики, ГОСТ Сталь 18ХГТ – это конструкционный легированный сплав. Добавление букв в название ее означает...
Степень окисления алюминия физические свойства и сферы использования
Окисление алюминия Алюминий и его оксид Алюминий имеет отрицательный окислительно-восстановительный потенциал (–1,66 В), а магний, его важный легирующий элемент, имеет...
Adblock detector