Статья про модели отечественных автокранов

Автокран — классификация, устройство, производители — Спецтехника Machinroom

Современное строительство, погрузочно-разгрузочные работы сейчас не могут обойтись без подъемных устройств. Если при масштабном строительстве многоэтажек никак не обойтись без производительных и грузоподъемных самоходных башенных кранов, то при стройке небольших домов используют автокраны

Автомобильные краны – специальные подъемные устройства с условно небольшой грузоподъемностью, поставленные на шасси автомобиля. Эти краны необходимы для погрузки-разгрузки и перемещения, объемных не очень тяжелых грузов. Таким образом, автокран сочетает в себе 2 машины — подъемный кран и грузовик

Краны, производимые за рубежом, отличаются от отечественных автокранов

Классификация рабочего оборудования

1-е существует подвид автокранов — это краны-манипуляторы, приобрести их возможно отдельно от самого автомобиля, 2-е, на рынке, в зависимости от целей автокрана представлено большое количество модификаций (отличаются они грузоподъемностью в пределах 1 — 100 тонн, возможно и больше).

К стреловому оборудованию автокранов относят:

Стрелы телескопические (с жёстким подвесом)

Стрелы решётчатые с гибким подвесом

Стрелы с гуськом.

Сменное оборудование:

  1. выдвижные секции телескопических стрел
  2. удлинительные вставками секции
  3. удлинённые гуськами стрелы.

Грузозахватный орган:

  1. Крюковая обойма — для штучных грузов
  2. Грейфер — для сыпучих грузов.

Автомобильные краны в зависимости от вида привода:

Автокраны с одномоторным приводом – в таком виде кранов все механизмы приводит в действие основной двигатель — двигатель шасси.

Автокраны с многомоторным приводом, в таких кранах на каждый механизм устанавливают отдельные двигатели

Типы привода в автокранах:

Механический привод. В него входят силовые установки базового шасси, коробки отбора мощности, коробки скоростей, распределительные коробки, канатного силового барабана.

Электрический привод. В него входит силовая установка базового шасси, коробка отбора мощности, генератор, питающий электрическим током механизмы кранов электродвигатель.

Гидравлический привод. Имеет силовую установку шасси, соединённую с коробкой отбора мощности, гидронасосы, гидродвигатели и гидроцилиндры

Классификация шасси и несущих конструкций автокрана

Существует два основных типа шасси автокрана:

1-й это шасси классического грузовика, на него размещают несущую раму крана. На саму раму грузовика, при работе автокрана, не приходится нагрузка. Это связанно с тем что вся нагрузка ложится на гидравлические опоры и крановую раму, которые выставляют пред началом работы.

2-й тип это шасси которое созданное под определенный автокран. Особенно они популярны за рубежом. Такие шасси, обладают повышенной проходимости, однако очень часто они негабаритны по ширине и это их главный недостаток.

Классификация кабин управления автокраном

  1. Стационарная. Такая кабина располагается в пределах машины. Ограничения касаются как ширины, так и высоты. Для удобства и защиты кранавщика снабжают кабину защитной решеткой, сдвижной дверью, панорамным остеклением.
  2. Нефиксированная башенная кабина – совмещают в себе сразу две кабины Делится на 2 типа.

1-й тип с гидравлическим механизмом подъема. Используют для улучшения обзора крановщика благодаря изменению угла наклона.

2-й тип поворотная. Разработана с целью удобства использования машины на дороге, чтоб кабина не выходила за габариты. Для перехода из рабочего в ездовой режим поворачиваем кабину на 180 градусов при помощи гидравлического привода, после чего она оказывается за противовесом.

Устройство автокрана

В Автомобильном кране присутствует две основные части: неповоротная и поворотная, которые соединены опорным и поворотным устройством.

Неповоротная часть состоит из:

  1. шасси;
  2. рамы опорной с выносными опорами;
  3. привода насоса;
  4. гидробака;
  5. гидроаппаратуры;
  6. трубопровода;
  7. вращающего соединения.

Поворотная часть состоит из:

  1. поворотной платформы;
  2. телескопической стрелы;
  3. механизма изменения вылета, угла наклона стрелы (гидроцилиндр);
  4. механизма поворота;
  5. лебедки механизма подъема;
  6. гидроаппаратуры с трубопроводами;
  7. кабины крановщика со всеми приборами;
  8. электрооборудования и приборов безопасности;
  9. противовеса.

Строение автокрана

Шасси

В России в основном для шасси автомобильных кранов используют автомобильные шасси таких производителей как МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, КРАЗ, и др. Но в других странах в основном используют специальные шасси созданные непосредственно для установки крановой надстройки, их еще называют спецшасси автомобильного типа. Похожи они на простые атомобили, но рама у них другая.

Создание такого шосси вызвано необходимостью получения более надежной конструкции. Рама базовых автомобилей часто трескались, их усиливали накладками, заваривали, но надолго это не помогает. Многие годы ушли на разработку способа снизить нагрузку крановой части на раму. Решение просто объединить опорную раму и раму автомобиля в одно целое.

Опорная рама и выносные опоры

Для того чтоб автокран при работе сохранял устойчивость устанавливают опорную раму – это сваренная из поперечных и продольных балок жесткая конструкция. По середине рамы располагается крепление опорно-поворотного механизма в виде площадки с приваренным кольцом к раме. Сами выносные опоры устанавливаются в поперечные балки и способствуют увеличению опорного контура (сварные балки коробчатого сечения). Гидроцилиндр вывешивания крепится в обойме опоры. Шток гидроцилиндра оснащен круглой головкой, опирающейся на подпятник. Выносные опоры переводятся в рабочее положение при помощи гидроцилиндров выдвижения опор, которые установлены внутри балок. При переводе в транспортный режим опоры закрепляются механическими замками, это необходимо для избегания случайного выдвижения опор.

В служащей для опоры передней части рамы, устанавливается надрамник с стреловой опорой и кронштейнами гидробака (для крепления). Бывают модели, где в этом же месте ставят кронштейны насосов.

При помощи болтов (стремянок) опорную раму прикрепляют к раме автомобиля. А чтоб исключить смещение опорной рамы устанавливают упоры на лонжеронах.

Работая с грузами, вся нагрузка предается от поворотной части к опорной раме, а от нее через выносные опоры на площадку, где стоит машина.

Привод насоса

Привод насоса работает от коробки отбора мощности через карданные валы и устанавливается на коробке переключения передач.

Коробки отбора мощности – это одноступенчатый редуктор установленный на картере коробки передач или на крышке КПП. Для его включения и управления из кабины водителя устанавливают пневмоцилиндры.

Сейчас производители кранов уходят от практики использования мощности основного двигателя автокрана, а устанавливают дополнительный (двигатель насосов). Это способствует увеличению срока службы основного двигателя, необходимого для передвижения.

Гидробак

Гидробак устанавливают на раму крана. Необходим он для хранения жидкости необходимой для работы крана и в случае необходимости восполнение её объем, так как гидросистема переменна.

Частично там происходит охлаждение этой рабочей жидкости, выделение воздушных пузырьков и отстаивание тяжелых твердых частиц, попадающих в систему и оказывающих вредное влияние на гидросистему.

— масляного фильтра – имеет перепускной(переливной) клапан, который срабатывает при полном загрязнении и датчик, который сигнализирует о степени наполнения фильтра Работа крана без фильтра не допускается

— запорного клапана на всасывающей магистрали

— воздушного клапана с фильтром,

— датчика температуры жидкости,

— клапана для ручного насоса.

— перегородки – разделяет всасывающую и сливную полость

Гидроаппаратура

Устанавливается на неповоротную часть крана и состоит из:

— ручного насоса для аварийного переведения крана в положение для транспортировки;

— гидрораспределитель необходим для управления гидроцилиндрами выносных опор, с предохранительными клапанами;

— трубопроводы из стальных холоднодеформированных бесшовных труб и гидравлических рукавов высокого и низкого давления высокой износостойкости.

Трубопроводы

По ним транспортируется рабочая жидкость. В основном все трубы горяче- или холоднодеформированные. Для соединения трубопроводов, гидроаппаратуры и трубопроводов используют рукава.

рукава с нитяной оплеткой используют в качестве гибких трубопроводов на дренажных, всасывающих и сливных магистралях, концы рукавов затягиваются хомутами.

Рукава резиновые (шланги) высокого давления с металлическими оплетками используют в напорных магистралях где жидкость подается под давлением. На концах рукавов расположены фитинги опрессовыванные обжимными муфтами.

Вращающееся соединение

При помощи вращающегося соединения осуществляется передача потоков рабочей жидкости от насосов, закрепленных на опорной раме, к гидроагрегатам, установленным на поворотной части крана, и в обратном направлении от поворотной к неповоротной части автокрана.

Читайте также:  Как скрыть номер на МТС при звонке и отключить услугу бесплатно

Корпус крепится на опорной раме болтами. А при помощи поводка, который передает вращение, вращающаяся обойма соединяется с поворотной рамой крана.

Поворотная платформа

Поворотная платформа отвечает за проведение всех рабочих операций. Она представляет собой жесткую сварную металлоконструкцию из низколегированной стали и является опорой поворотной части на которую устанавливают следующие механизмы:

— телескопическая стрела состоящая из основания и выдвижных секций с механизмом выдвижения стрелы. Выдвижной механизм состоит из длинноходового гидроцилиндра (одного или нескольких) и двух канатных полиспастов, которые позволяют синхронно перемещать выдвижные секции.

— механизм изменения вылета стрелы(угла наклона ) Состоит из корпуса и штока гидроцилиндра. На кранах таких гидроцилиндров устанавливают два. Шток крепится на основании телескопической стрелы, корпус на поворотной платформе Для подъема стрелы происходит выдвижение штока гидроцилиндра и увеличение угла наклона, а опускание стрелы путем уменьшения угла наклона при помощи втягивания гидроцилиндра.

— механизм подъема, имеет грузовую стреловую лебедку, крюковую подвеску и канат. Предназначен для подъема и опускания грузов;

— кабина крановщика с органами управления и контрольно-измерительными приборами;

— противовес – изготавливают из очень толстого метала.

Телескопическая стрела

В зависимости от грузоподъемности стрела автокрана состоит из 2-5 секций. На кранах с тоннажностью до 10 тонн устанавливают две секции, более 10 тонн — три секции. На тяжелых автокранах устанавливают четыре секции. В редких случаях можно встретить пяти секционные стрелы, которые предназначены для решения тяжелых производственных задач.

Каждая секция представляет собой сварную конструкцию из низколегированной стали. Профиль может быть: коробчатый, трапециевидный или овоидный

На секциях стрелы, для уменьшения трения выдвижных секций устанавливают скользуны (плиты скольжения), изготовленные из полиамида, и покрыты графитовой смазкой. В передней части , для избегания бокового смещения располагаются боковые упоры, которые необходимо регулировать путем установки необходимого зазора, и законтривания. В задней части для этих целей устанавливают боковые накладки.

Осью стрела крепится к стойкам поворотной платформы

При выборе автомобильного крана обращают внимание на такие базовые характеристики стрелы:

грузоподъемность — максимально допустимый вес груз, который может поднять стрела;

вылет стрелы — промежуток от оси крана до оси груза по горизонтали(чем больше грузоподъемность тем меньше вылет стрелы)

длина стрелы — очень важный параметр, который необходимо учитывать при подъеме грузов на определенную высоту, измеряется от нижней пяты до крайней верхней точки головки;

высота подъема крюка — максимальная высота расположения крюка над рабочей областью. Рассчитывается исходя их положения вылета стрелы и использования выносных опор, ее подъема, зависит от того, применяются ли опоры;

угол перемещения стрелы — это угол на который максимально мажет поворачиваться поворотная часть по горизонтали. Измеряется в градусах;

скорость передвижения груза — это скорость с которой груз перемещается по вертикали, измеряется в метрах в минуту;

Механизм поворота

Для вращения поворотной платформы используют механизм поворота. Состоит он из

Для уменьшения частоты вращения гидронасоса и увеличения мощности устанавливают редуктор. Он может быть двухступенчатым соосным или планетарным. Планетарный редуктор имеет замкнутый тормоз, а двухступенчатых — колодочный тормоз

Конструкция механизма поворота зависит от типа привода, который может быть одномоторный или многомоторный

Лебедка механизма подъема

Лебедка служит для подъема и опускания груза.

Состоит лебедка из

— гидромотор (регулируемый, аксиально-поршневой),

— редуктор (цилиндрический, двухступенчатый или планетарный)

— тормоз (колодочный или многодисковый).

Противовес

Противовес служит для обеспечения устойчивости крана во время работы и представляет из себя стальную отливку или набор отливок.

На кране их может быть два: стационарный и съемный противовесы.

Производители автокранов

Отечественные производители автокранов

— ОАО «Автокран» (Ивановец);

— «Камышинский автокрановый завод».

— ОАО «Клинцовский автокрановый завод»

— ОАО «Галичский автокрановый завод»;

— ОАО «Челябинский механический завод»;

Зарубежные производители

— CVS FERRARI (Италия),

— Grove Worldwide (Германия),

— Dong Yang (Корея),

Отечественные производители производят автомобильные краны грузоподъемностью от 10 до 50 тонн на шасси автомобилей Урал, КамАЗ, МАЗ. Liebherr производит автокраны грузоподъемностью от 35 до 800 тонн. Компания Link-Belt производит краны грузоподъемностью от 30 до 70 тонн, повышенной проходимости.

Модельный ряд

Ульяновец

Стрела длиной от 22 м до 57 м трех, четырехсекционная и решетчатая. Грузоподъемностью 25, 30, 40, 100 и 300 тонн

Ивановец

Грузоподъемность от 16 до 100 т. Краны оснащены гидроприводом и стрелой (от 2 до 5 секций), ограничителем нагрузки, выдвижными и поворотными опорами.

Галичанин

Автомобильные краны с телескопической стрелой (3, 4, 5 секций) и гидравлическими приводами, на 25, 32, 50 и 60 т с автоматической системой защиты от перегрузки.

Клинцы

Грузоподъемность 15, 16 и 20 т, 25, 40 и 50 т (с гуськом и без). Техника оснащена гидроприводами, имеет 2-,3-, или 4-секционную стрелу

Челябинец

Грузоподъемность 25, 32, 40 т с телескопическими стрелами

Углич

Идеальные автомобильные краны для эксплуатации в городе, отличаются компактными габаритами, оснащены гидроприводом, телескопическими стрелами. Грузоподъемность — 16, 30, 25 и 32 т.

Газакс

Грузоподъемность 32,5 т с длиной стрелы 30,1 и 30,7 м а также на 50,5 т со стрелой 34 м, оснащены гидравлическим приводом.

Конструкционные особенности и сфера применения автомобильных кранов

Сегодня во всем мире пользуются широкой популярностью автокраны, соединившие в себе превосходную маневренность, хорошую проходимость и высокую грузоподъемность. Автомобильные краны незаменимы во многих видах погрузочных или монтажных работ, где применение традиционной техники не представляется возможным.

Отличительные особенности автокранов

Автомобильным краном называют самоходную грузоподъемную технику, оснащенную стреловым оборудованием. Она обладает высокой устойчивостью, и может перемещаться самостоятельно, преодолевая подъемы до 20 градусов, без установки специальных путей. Функции автокрана заключаются в подъеме и перемещении грузов с учетом допустимых технических характеристик.

Автокраны базируются на шасси грузовых автомобилей или на специально сконструированные платформы автомобильного типа.

Особенности автокранов заключаются:

  • в маневренности и автономном передвижении на рабочем участке;
  • возможности быстрой разборки или сборки крана и подготовки эксплуатационной площадки;
  • быстрой замене стрелы в зависимости от вида работ;
  • небольших габаритах, позволяющих перевозить их по железной дороге без разборки;
  • значительной скорости передвижения, помогающей свободно перемещаться в потоке автомобилей;
  • возможности управления краном и его передвижением одним человеком.

Устройство автомобильного крана

Конструкция самоходного крана представляет собой соединение поворотной и неповоротной частей, состоящих из несущих металлических рам, гидравлических и механических узлов.

Конструкция платформы

Поворотная часть состоит из: поворотной платформы;

  • механизма поворота;
  • телескопической стрелы;
  • гидроцилиндров;
  • подъемной лебедки;
  • гидроаппаратуры, оснащенной трубопроводами;
  • кабины управления краном;
  • противовеса и системы безопасности.

Неповоротная часть образована:

  • сварной пространственной конструкцией с прикрепленной к ней опорной рамой с аутригерами;
  • шасси;
  • приводом насоса;
  • гидроаппаратурой.

Вращение башни и передача нагрузок между двумя частями обеспечивается опорно-поворотным механизмом.

Типы ходовой части

Шасси автокранов бывает двух типов. К первому типу относятся классические шасси грузовых машин, на которые после небольшой доработки устанавливается опорная рама. При работе крана вся нагрузка принимается крановой рамой и гидравлическими опорами. Для среднетоннажных автокранов используются шасси отечественных грузовиков КАМАЗ, УРАЛ, и зарубежных IVECO, VOLVO.

При превышении допустимых нагрузок в их несущих рамах возникают трещины, поэтому для автокранов с большой грузоподъемностью оптимальным вариантом является второй тип шасси. Он представлен специальными конструкциями, изготовленными под определенную модель крановой техники. Они характеризуются повышенной проходимостью, но большими габаритами.

Стреловое оборудование

Основным узлом рабочего оборудования самоходного крана является:

  • комплект, состоящий из башни, стрелы и гуська;
  • канатно-блочной системы;
  • грузозахватных механизмов.

Существует три вида стрелы.

Стрелы-телескопы с жестким подвесом. Они изготовлены из стальных конструкций, соединенных в несколько секций. Выдвижение секций стрелы обеспечивается гидроцилиндрами или канатным механизмом. Возможно и их сочетание. Дополнительные гуськи, удлиняющие стрелу, позволяют увеличить рабочую зону крана при условии снижения его грузоподъемности.

Решетчатые стрелы, оснащенные гибким подвесом. Они легче и более устойчивы к ветровой нагрузке. Однако из-за габаритов и сложной системы выдвижения стрелы применяются редко.

Башенно-стреловое исполнение. Подобная конструкция обладает наибольшим подстреловым пространством, так как представляет собой вертикальную башню, к концу которой прикреплена стрела. С помощью шарниров стрела может менять угол наклона

Важной особенностью стрелового оборудования является возможность замены одного вида стрелы другим. В основной рабочий узел входят и грузозахватные устройства и механизмы.

Читайте также:  Как обтянуть капот карбоновой пленкой своими руками

Количество и типы приводов

По количеству приводов автомобильные краны можно разделить на две группы:

  • машины на основе одномоторного привода, в которых двигатель приводит в движение рабочие механизмы;
  • основанные на многомоторном приводе – в них для каждого узла имеется отдельный двигатель.

Автокраны отличаются и типом привода:

  • в моделях на механическом приводе энергия от двигателя передается рабочим механизмам при помощи трансмиссии;
  • при электрическом — передача энергии происходит через генератор;
  • в гидравлическом приводе используется механическая энергия от гидронасосов;
  • в комбинированном приводе используется сочетание разных принципов, например, электрического и гидравлического питания.

Из всех типов привода наиболее удобным и компактным считается гидравлический. Его единственным недостатком является низкий КПД. Электрический привод выгоден возможностью получения питания от внешней сети, что позволяет:

  • повысить моторесурс установки;
  • облегчить выполнение работ при низких температурах;
  • снизить эксплуатационные расходы.

Технические характеристики

Основными параметрами, влияющими на выбор того или иного автокрана, являются следующие показатели.

Грузоподъемность (г/п). Она определяется наибольшей допустимой массой груза, на которую рассчитана данная модель, с учетом ее съемных частей. Специальный ограничитель не позволяет превышать допустимую нагрузку, а специальная схема позволяет рассчитать грузоподъемность крана с поправками на реальные условия работы.

Грузовой момент. Один из самых важных параметров, характеризующий эксплуатационные возможности техники. Он рассчитывается умножением показателя г/п на вылет стрелы.

Высота подъема. Она различается в зависимости от вылета и вида стрелы.

Скорость посадки крана. Показывает, с какой минимальной скоростью кран производит плавное опускание грузов при монтажных работах.

Транспортная скорость машины. Этот параметр позволяет определить возможность оптимального использования крана на разных участках работ. От его скорости зависит и производительность техники.

Зона охвата. Свидетельствует о технических возможностях крановой установки на разных видах работ.

Габариты. От них зависит маневренность машины, возможность работы в стесненных условиях и перевозки в собранном виде по железной дороге.

Диапазон температур. Показывает возможности применения автокрана в различных климатических условиях.

Среди основных параметров указываются также модель шасси и мощность двигателя.

Популярная модель

Одной из самых востребованных моделей кранов является КС-55722 Юргинского машзавода, с колесной формулой 6х6. Его параметры указывают на прекрасные эксплуатационные качества автокрана:

  • г/п – 25 т;
  • грузовой момент – 80 т/м;
  • высота подъема груза с применением телескопической стрелы – от 8,4 до 20,5 м, а с гуськом – более 27 м;
  • скорость посадки – от 0,2 до 18 м/мин.;
  • скорость передвижения – 60 км/ч;
  • зона охвата — 290 градусов;
  • диапазон температур — от -40 до +45 градусов.

Сфера применения

Благодаря своим техническим особенностям автокраны имеют широкий спектр применения:

  • в качестве строительной техники при возведении стен, монтажных работах;
  • прокладке трубопроводов и других инженерно-технических коммуникаций;
  • для погрузочно-разгрузочных целей;
  • на дорожных или коммунальных работах;
  • при сооружении мостов;
  • аварийно-спасательных мероприятиях;
  • в стесненных городских условиях;
  • для работ в труднодоступных районах;
  • при необходимости применения на разобщенных территориально объектах.

Популярные марки

На российском рынке представлены отечественные и зарубежные модели автокранов, отличающиеся высокими эксплуатационными характеристиками. Зарубежная техника известна своим качеством, высокой производительностью и новейшими технологическими особенностями. Лидируют по популярности марки:

  • Liebherr – знаменитые немецкие краны, работающие в любых климатических условиях, г/п 25-500 т;
  • китайская марка XCMG выпускается с использованием немецких технологий, г/п 8-200 т;
  • Grove – одна из лучших американо-немецких марок, г/п 14-500 т;
  • Terex-Demag – китайский бренд, известный компактностью и безопасностью, г/п 40-1000 т.

Несмотря на высокую конкуренцию, российская грузоподъемная техника пользуется не меньшей популярностью, благодаря адаптированности к местным условиям и комфортным для заказчиков ценам. Среди самых популярных можно выделить российские марки:

  • «Галичанин» с гидравлическим приводом и г/п от 15 до 30 т, выпускаются на базе КАМАЗ, ЗИЛ;
  • «Углич» на основе КАМАЗ и МАЗ, г/п 14-20 т;
  • «Юргинец» на шасси УРАЛ, с полным приводом, одна из лучших моделей в условиях бездорожья;
  • «Клинцы» на базе ЗИЛ, МАЗ, г/п 8-15 т;
  • «Ивановец» на шасси УРАЛ, КАМАЗ, БАЗ, г/п 16-100 т.

Современные автомобильные краны характеризуются не только превосходными эксплуатационными качествами, но и высокой степенью безопасности, экологичностью и прекрасным дизайном.

Видео по теме: Автокраны на базе вездеходных шасси

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

Автокран или КМУ

Для подъема и перемещения грузов весом до 10 тонн используют как автокраны, так и грузовики с краноманипуляторной установкой, гидравлической или тросовой. И даже когда речь идет о работе с весами до 25 тонн, конкуренция между этими видами спецтехники еще сохраняется. Что же на самом деле целесообразнее приобретать: автомобиль с КМУ или все-таки автокран?

Если требуется поднять, опустить или переместить груз, минуя препятствие, пожалуй, первое, что приходит в голову человеку, даже далекому от спецтехники, это именно автокран. Техника на автомобильном шасси, оборудованная мощной крановой гидравлической установкой с поворотным механизмом и отдельной кабиной для оператора имеет стрелу длиной до тридцати метров и более и способна работать с грузами массой от десяти до пятидесяти тонн (а некоторые модели и с большей — вплоть до ста тонн). К месту работ большинство этих машин доберется оперативно, хоть по шоссе и городским улицам, хоть по бездорожью. Так, к примеру, Liebherr LTM 1050 3.1, самый младший в семействе автокранов с телескопической стрелой этого именитого европейского производителя, развивает скорость до 85 километров в час (заметим: перевозя на себе удлинитель размером 9—16 метров и основную часть балласта), за что его относят к подвиду «кранов-такси». Трехосный, имеющий функцию активного управления вторым и третьим ведущими мостами, LTM 1050 3.1 приезжает на стройплощадку фактически любого размера в полной готовности к работе и способен приступить к ней немедленно по прибытии. Грузоподъемность этого крана — 50 тонн, длина телескопической стрелы — от 11,3 до 38 метров, что делает его надежным помощником в строительстве самых разных объектов. Разумеется, при наличии квалифицированного оператора, который помимо выполнения основных операций по подъему/опусканию грузов должен внимательно следить за устойчивостью техники во время работы.

Однако при всех своих достоинствах даже лучший автокран не рассчитан на то, чтобы привезти или увезти груз, с которым он работает, будь то стройплощадка или погрузочно-разгрузочные операции. Для этой цели потребуется отдельный грузовой автомобиль. Каким бы экономичным в работе ни был автокран, расходов компании на вторую единицу техники он не покроет. И в этом, пожалуй, главное ограничение спецтехники этого типа — если, конечно, не считать цены покупки: современные автокраны, чья конструкция буквально начинена инновационными конструктивными решениями и системами безопасности, а также отдельной крепкой и комфортабельной кабиной оператора с круговым остеклением, стоят немало.

Существует ли сравнительно недорогая альтернатива автокрану? В том, что касается многоэтажного строительства, — пожалуй, нет (стационарные краны не в счет: речь у нас именно о самоходной технике). Если же говорить о работе на меньшей высоте, то вариантом альтернативного решения здесь может выступать автомобиль с краноманипуляторной установкой. Это грузовик с усиленным шасси и гидросистемой для подключения установок, в том числе упомянутой КМУ, она же — краноманипулятор. Вариантов монтажа этой установки множество. Ее располагают непосредственно за кабиной водителя, в кузове автомобиля или за его периметром — и даже на раме седельного тягача, имеющего полуприцеп.

Большинство КМУ, которые эксплуатируются в России и соседних странах, имеют грузоподъемность до 8 (реже — до 10) тонн в радиусе двух-трех метров и одной тонны при вылете стрелы 10—12 метров. Как и автокран, работает это оборудование, опираясь на выдвижные или раскладные опоры — аутригеры. В отличие от автокрана грузовик с КМУ способен сам загрузить груз в кузов, привезти его на место и выгрузить — чтобы проделать это, второго автомобиля не требуется. Пусть для машины с КМУ остаются недосягаемыми высоты в десятки метров и слишком тяжелы грузы в десятки тонн, однако она более мобильна при дефиците пространства на рабочей площадке — в частности, техника, оснащенная КМУ, легко заменит автокран при малоэтажном строительстве, ведущемся даже в плотно застроенном центре города.

Иногда среди достоинств грузовика с КМУ называют его собственный небольшой вес. Это и так, и не так, ведь краноманипуляторы устанавливают не только на малые и средние, но и на полноразмерные грузовики — например, производства «КАМАЗ». А вот снять одну КМУ и поставить вместо нее другую, более соответствующую текущим производственным задачам, можно довольно быстро. В случае с автокраном подобные манипуляции просто немыслимы, ведь его шасси подобрано под крановое оборудование совершенно определенного типа.

Читайте также:  Как поменять ступичный подшипник на БМВ Е39

Напомним, краноманипуляторные установки (о них на страницах нашего журнала мы не раз писали) принято подразделять на два типа — тросовый и гидравлический. Тросовые краноманипуляторы (в просторечии «воровайки») считаются классикой КМУ. Их отличительная особенность — больший, чем у гидравлических КМУ, вылет стрелы, а соответственно, и более широкая рабочая зона, причем как по горизонтали, так и по вертикали. Тросовые КМУ способны очень точно позиционировать груз, ведь под действием силы земного притяжения он перемещается строго вертикально, какое бы то ни было горизонтальное смещение при этом просто невозможно. Тросовые краноманипуляторы отлично подадут груз за площадку, располагающуюся за забором. Другая их важная особенность — это способность выполнять операции с грузами, находящимися ниже уровня земли: в колодцах, траншеях, карьерах и так далее, глубина при этом определяется длиной стального троса, на конце которого крепится крюк или другое захватное устройство. Стоя на мосту, автомобиль, оборудованный манипулятором тросового типа, легко поднимает и опускает грузы на площадку, находящуюся на много метров ниже. Однако для КМУ этого типа существуют и ограничения: работать на них довольно некомфортно и даже опасно, если сверху имеются препятствия — например, в виде линии электропередач, которую можно задеть стрелой.

Пожалуй, самая популярная в России на сей день отечественная краноманипуляторная установка тросового типа — это КМУ-150 «ГАЛИЧАНИН», которую монтируют на грузовые автомобили разной грузоподъемности, работающие в различных сферах человеческой жизнедеятельности — от строительства до агропромышленного комплекса. Подробное описание свойств и характеристик этой установки мы помещали в статье, посвященной последней выставке YugBuild, поэтому сейчас ограничимся напоминанием лишь о ее основных параметрах. Максимальная грузоподъемность КМУ-150 «ГАЛИЧАНИН» с телескопической стрелой составляет 7 тонн, предельно возможный вылет стрелы — 19 метров, грузовой момент — 15 тм. Разработка галичского автокранового завода представляет собой краноманипулятор с поворотом колонны вокруг своей оси с сохранением в любой точке поворота всех своих грузовысотных характеристик. При возникновении необходимости «ГАЛИЧАНИН» легко превращается в автогидроподъемник с высотой подъема рабочей платформы до 24 метров либо же в буровую установку с глубиной бурения до 8 метров и диаметром скважины до 450 миллиметров. Таким образом, принцип универсальности, свойственный технике с краноманипуляторными установками в большей или меньшей степени, создателями КМУ-150 реализован максимально.

Краноманипуляторная установка гидравлического типа (на профессиональном сленге — «окорочок») в классической компоновке имеет крюковую бестросовую подвеску: захватное устройство крепится к концу ее стрелы с помощью мощной серьги. Сфера применения таких установок весьма широка: вместо крюка к стреле можно подсоединить грейфер, челюстной захват, ковш или другие грузозахватные приспособления — либо же навесное оборудование иного типа — например, ямобур. При работе с грузами гидравлические КМУ менее инерционны — ведь у них отсутствует трос и груз на стреле не раскачивается. Скорость работы такой КМУ выше, чем у тросовой, однако установке гидравлического типа резкое перемещение стрелы противопоказано — ее рывки передаются на груз, что может серьезно повредить оборудование. В транспортном положении стрела гидравлической КМУ компактно складывается за кабиной автомобиля — и, хотя весит такой манипулятор несколько больше, чем тросовый, благодаря этой своей способности он меньше нагружает передний мост базового шасси.

Многосекционная стрела гидравлической КМУ имеет шарнирное крепление, что обеспечивает установке этого типа впечатляющую маневренность в перемещении грузов. Такая установка может не просто подать стройматериалы на третий или четвертый этаж строящегося дома, но даже позиционировать их несколько в глубине.

Большой ассортимент гидроманипуляторов коленчатого типа выпускает на своих заводах, расположенных как в России, так и за рубежом, компания PALFINGER. Одна из моделей КМУ, выпускаемых в нашей стране, — ОМТ-120М с Z-образной схемой складывания. Предназначена эта КМУ для механизации погрузо-разгрузочных работ, включая погрузку и выгрузку металлолома. В качестве базового шасси для гидроманипулятора используются полноразмерные грузовики марок КАМАЗ, МАЗ, «Урал», КрАЗ. Интересно отметить, что манипулятор ОМТ-120М также может использоваться и также стационарно.

Учитывая основную специализацию этой модели, в качестве навесного оборудования для ОМТ-120М чаще всего используются шестилепестковые грейферы ГЛ-1, ГЛ-2 и крюковая подвеска КМ-70.22, что позволяет осуществлять работу не только с металлическим ломом, но и со штучными и затаренными грузами. Удобство погрузки обеспечивается наличием у этой модели КМУ полноповоротного ротатора.

Как отмечает компания-производитель, гидроманипулятор ОМТ-120М способен работать в широком диапазоне температур окружающей среды — от –40° С до +40° С.

Краноманипуляторная установка ОМТ-120М рассчитана на максимальный вылет стрелы 8,5 метра и грузоподъемность на минимальном вылете 3060 килограммов (на максимальном — 1440 килограммов). Масса манипулятора без захвата с ротатором — 2500 килограммов.

И все же современные краноманипуляторные установки в большинстве своем пока далеки от тех показателей грузоподъемности и длины стрелы, которые демонстрируют автокраны. Производители КМУ создают все новые модели, стараясь увеличить показатели двух этих важнейших для подъемной техники характеристик. Стоят такие установки значительно дороже, но и возможности их выше, чем у стандартных краноманипуляторов. Примером техники этог типа могут служить КМУ производства голландской компании HYVA CRANE, выпускающей гидравлические манипуляторы как Z- (с одним цилиндром), так и L-образной (с двумя цилиндрами) формы. При этом, отмечает компания-производитель, ее техника «представляет собой компромисс между грузоподъемностью, качеством и ценой устройства» — и такое утверждение соответствует действительности. Тяжелая серия КМУ HYVA включает в себя краноманипуляторы, по своей грузоподъемности сопоставимые с автокранами 15—20 тонн и при этом доступные по своей цене. Даже младшая в серии модель HYVA HBR 450 при своих компактных размерах демонстрирует мощь в сочетании со впечатляющим вылетом стрелы. Максимальный вылет у этой КМУ составляет 11,5 метра, а предельно возможная грузоподъемность — 10 500 килограммов. Из навесного оборудования, с которым способна работать краноманипуляторная установка, назовем лишь некоторые виды: это гидробур, грейферы и лебедка. Установка последней превращает HBR 450 в КМУ смешанного типа, способную, подобно тросовым установкам, работать ниже уровня земли. При необходимости к установке можно добавить три механические секции стрелы, что увеличит длину последней до 17,5 метра.

Как и другие модели гидроманипуляторов этой марки, конструкция HYVA HBR 450 включает в себя блок контроля работы всех функций крана, устройство компенсации скорости выдвижения стрелы, механизм плавного опускания груза, механизм управления подъемом, увеличивающий мощность установки на 10%, ряд других конструктивных решений и, конечно же, дистанционное радиоуправление, благодаря которому оператор может управлять работой манипулятора из удобной ему точки на площадке.

В стандартной комплектации HBR 450 оборудована опорными стойками с обеих сторон автомобиля, что гарантирует максимальную стабильность работы и, кроме того, защищает элементы подвески и раму. Опорные стойки приспускаются с помощью гидравлических цилиндров. Благодаря установке дополнительной опции — поворотные опорные стабилизаторы — дорожный просвет базового автомобиля при этом не будет ограничен.

Высокая для своего класса грузоподъемность позволяет использовать модель HBR 450 для перевозки мини-погрузчиков, генераторов и другого негабаритного оборудования, а длинная стрела открывает для автомобиля с такой КМУ серьезные перспективы в строительстве.

Конечно, HYVA CRANE — не единственная компания-производитель в мире, выпускающая краноманипуляторные установки, способные соперничать с автокранами хотя бы начального уровня грузоподъемности и высоты подъема. Однако ее продукция официально представлена в России и имеет приемлемую для своих характеристик стоимость.

В целом же автомобили с краноманипулятором едва ли когда-то заменять более специализированные автокраны. Впрочем, это их производителям по большому счету и не нужно. Преимущество автомобилей с краноманипулятором, как уже было сказано, совсем в другом. Сочетая в себе качества подъемного оборудования и грузовика, они находят гораздо больше возможностей для применения в самых разных сферах деятельности, потому и количество проданных единиц машин с КМУ в абсолютном выражении всегда будет выше, чем число проданных автокранов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Сталь 10 — Полный марочник сталей и сплавов
Марки стали Расшифровка, виды, таблица с разъяснениями Принимаясь за создание какого-либо изделия, проектировщики разрабатывают его конструкцию, и подбирают марки сталей,...
Сплавы свинца Аноды, графит, припой
Свинец и его сплавы (Фролов В. В., Ермолаева В. И.) 29.1. Физико-химические свойства свинца Свинец — химический элемент IV А...
Спортбайки с двигателем 600 куб
Мотоцикл Honda CBR600RR технические характеристики и краткий обзор модели, ориентировочная цена на h 1986 год, осень… На кёльнском мотосалоне «Honda»...
Сталь марки 18ХГТ расшифровка, характеристики и применение, хим состав, термообработка, механические
Сталь 18ХГТ конструкционная легированная расшифровка, характеристики, ГОСТ Сталь 18ХГТ – это конструкционный легированный сплав. Добавление букв в название ее означает...
Adblock detector