Словарь сокращений; Компания «Т8»

Фильтруй сигнал что такое High-Pass фильтр и как им пользоваться; SAMESOUND — сайт для музыкантов

Основы высокочастотной фильтрации и пять примеров полезного использования фильтра высоких частот.

Фильтры высоких частот — простые инструменты с огромным влиянием на общее звучание микса. При правильном использовании High-Pass фильтр превращает мутные исходники в чистые треки, а бубнящие звуки — в плотные и упругие сигналы. Вместе с тем бесконтрольная фильтрация высоких частот вымывает из микса вес, создавая ощущение дряхлости и плоскости.

Продолжая серию материалов об эквализации, редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод заметки из блога компании iZotope, посвящённой возможностям высокочастотных фильтров. Из этого текста вы узнаете, что такое High-Pass фильтры, а также посмотрите на несколько вариантов использования этого инструмента, доказывающие, что возможности фильтра богаче простого ограничения сигнала.

Что такое High-Pass фильтр

High-Pass фильтр, высокочастотный пропускной фильтр или фильтр высоких частот (ФВЧ) — инструмент, отрезающий все низкие частоты после определённой отметки, называемой частотой среза (точка обрезки). Во время работы фильтр устраняет всё, что выходит за выбранную точку обрезки, но не затрагивает сигнал выше. Звукорежиссеры используют High-Pass фильтры для устранения гулких и мутных сигналов, уплотнения звучания инструментов, а также придания миксу более чистого и ясного звука.

Фильтр — простейший инструмент, управляемый только параметром частоты среза, однако его влияние на звучание микса велико.

Основное предназначение высокочастотных фильтров — ограничить низкочастотный контент, который не нужен миксу. Для настройки параметров работы используется всего лишь один параметр — точка обрезки, задающий конкретную границу спектра, после которой происходит отсечение частот. К примеру, применив высокочастотную фильтрацию к бас-бочке и выбрав точку обрезки в районе 80 Гц, мы можем устранить весь частотный контент ниже заданной отметки. Чаще всего высокочастотным фильтром устраняют шумы, гул, бубнёж, наводки и низкочастотный грохот, а также убирают лишний низ у барабанов (особенно томов и бочки), баса, электрогитар вокала и других инструментов.

Слева — High-Pass фильтр, справа — Low-Pass фильтр

Как и другие студийные инструменты, высокочастотный фильтр нужно использовать осторожно. Слишком активная фильтрация лишает сигналы низких частот и делает звучание тонким и скучным, вырезает из него низкочастотный грув. Бездумная фильтрация как высоких, так и низких частот делает микс плоским, а общее звучание неестественным. Конечно, частое применение High-Pass и Low-Pass фильтров устранит большинство столкновений частот, но вместе с тем убьёт всю жизнь в музыке. По этой причине работа с фильтром должна быть аккуратной и сдержанной: здесь как никогда работает правило 20/80, где 20% усилий приносят максимальный результат.

Как высокочастотная фильтрация влияет на сигнал

High-Pass фильтр — один самых распространенных инструментов среди начинающих продюсеров и звукорежиссеров. Благодаря моментально проявляющемуся эффекту фильтрации и простоте использования, новички применяют его так часто, как только могут. Тем не менее мало кто задумывается о глобальном влиянии High-Pass фильтра на сигнал.

Даже при аккуратной работе с фильтром его деструктивная природа может привести к смерти микса от нехватки низких частот. Проблема работы с высокочастотным фильтром в том, что вносимые им изменения заметны практически моментально, что быстро бьёт в голову: человек щедро режет низ у всех инструментов среднего и верхнего диапазона, не замечая, как отсекает то, что отрезать не стоит. Обычно под раздачу попадают частоты, которые придают миксу глубины и драйва. При этом обрезка делается очень крутой, что вредит особо плотным миксам: крутые кривые обрезки создают звон, искажения и другие проблемы вокруг точки среза.

Чтобы оценить влияние высокочастотного фильтра на сигнал, проведём небольшой эксперимент. Поместите фильтр на мастер-канал DAW и установите достаточно низкую частоту обрезки — 20-30 Гц или ниже. По мере повышения точки фильтрации (при движении фильтра вправо) микс будет становиться всё тоньше и тоньше (особенно чётко потеря низа проявится, когда обрезка перевалит за 1 кГц). Теперь постепенно снизим порог среза (двигайте фильтр влево). Понижение точки обрезки вернёт миксу плотность и вес.

Чтобы понять, как High-Pass фильтр влияет на сигнал, послушайте несколько аудиопримеров, в которых дорожка вокала отфильтрована несколькими способами.

В первом примере мы слышим исходное звучание вокала. Второй пример содержит адекватно отфильтрованный вокал. Если сравнить первый и второй примеры, заметно исчезновение низкочастотного шума — голос звучит намного ярче, но не становится шипящим. Фильтрация в третьем примере срезала фундамент голоса. Обычно так звучит вокал у большинства начинающих звукорежиссеров — голос чист, но слишком высокая точка среза убила важные частоты. Голос звучит недостаточно сочно и динамично, в нём не хватает жизни. Четвёртый пример — то, как не надо делать. Фильтрация здесь очень агрессивная, голос звучит тонко, словно лист бумаги.

Как использовать High-Pass фильтр при сведении музыки

Самое частое применение высокочастотного фильтра — устранение нежелательных низких частот. Фильтрация делает микс чище, создаёт дополнительное пространство для всех инструментов и уплотняет низкие частоты. High-Pass фильтры прочно ассоциируются с чистотой и ясностью низа микса, что не совсем верно — использовать фильтры можно более нестандартно.

При работе с фильтром нужно всегда помнить о двух важных правилах:

  1. Основа чистого микса — правильное позиционирование инструментов в пространстве и выбор подходящего уровня громкости. В погоне за чистотой звука начинающие повелители ручек и регуляторов забывают о главном: фильтр — не панацея от всех проблем. Ясность приходит в микс не благодаря эквалайзерам и фильтрам, она создаётся намного раньше включения любой обработки в проекте с помощью регуляторов уровня громкости и панорамы.
  2. Фильтруйте только то, что мешает слушателю получить удовольствие от трека. Бывают ситуации, когда в звучании инструмента (например, хай-хэта) присутствуют какие-либо интересные краски в нижних частотах, придающие музыке сочности. Их устранение не делает трек лучше — вместо чистоты вы получаете недостаток энергетики и динамики. Если существование таких красок в нижних частотах идёт на пользу миксу — забудьте о фильтре.

Не фильтруйте сигнал в нижнем диапазоне только потому, что сам инструмент живёт выше по спектру.

1 Ослабление и устранение ненужных частот и шумов

Практически все аудиосигналы содержат нежелательные звуки, скрывающиеся за самыми важными частотами. Такие недостатки обычно незаметны нашему слуху, но их присутствие портит общее звучание — в миксе образуется грязь. Из-за того, что большинство ненужных частот скрываются за более громкой основой сигнала, велик риск забыть или не заметить их. Тот факт, что вы не слышите этих «пассажиров» не означает, что их нет вовсе.

Основная зона чистки при работе с низкими частотами — область 20-40 Гц. Здесь образуются неприятный гул и едва заметный грохот, которые не воспринимаются человеческим слухам. Несмотря на то, что мы не слышим грязь в этой области, её постоянное присутствие в миксе становится своего рода убийцей хедрума. Самая большая подлость в том, что источником грязи могут быть сигналы инструментов, о которых вы бы никогда не подумали, как о причине проблем.

Фильтрация шейкера

На скриншоте выше изображен эквалайзер iZotope Neutron, активированный на дорожке шейкера. На первый взгляд здесь всё в полном порядке: нижний низ пуст, частотная основа шейкера живёт в области 1-2 кГц. Однако, если продублировать дорожку шейкера или добавить сигналы со схожей частотностью, кумулятивный эффект выведет весь низкочастотный шум на передний план. Помехи станут настолько сильными, что замаскируют собой по-настоящему важные частоты сигнала. При этом маскировка проявится сильнее в более насыщенных моментах партии и ослабнет в более спокойных местах.

На первых этапах обработки композиции нужно уделить пристальное внимание устранению скрытых шумов и недостатков в нижнем диапазоне. Точка обрезки при этом стоит подбирать на основании особенностей звучания фильтруемого инструмента. Полагаться на пресеты и какой-то единый сценарий обработки бессмысленно: то, что подойдёт одному инструменту, испортит звучание другого. К примеру, возможны ситуации, когда после фильтрации одна гитара звучит чисто, а другая же теряет в естественности и сочности или, наоборот, становится очень мутной и грязной.

Определить достаточное количество фильтрации можно так: активируйте высокочастотный фильтр рядом с самой низкой частотой инструмента и плавно двигайте точку обрезки вправо. Когда из сигнала пропадёт мясо, слегка откатите фильтр назад. Ваша цель — устранить шумы, не повредив сам сигнал.

2 Фокус на вокале

Вокал — центральный элемент любой песни, поэтому он должен звучать максимально чисто и естественно. Даже если вы идеально записали голос, следуя всем возможным методикам и избежали частых ошибок, на пути к чистоте стоит преграда в виде множества самых разнообразных звуков ниже 100 Гц. Чаще всего в этом диапазоне живёт низкочастотный гул микрофона или самой студии (особенно, если вы записывали голос дома). В случае, если во время записи вокалист стоял к микрофону слишком близко, здесь также появятся частотные всплески от так называемого эффекта близости.

Читайте также:  Постоянный ток перевод на английский, синонимы, антонимы, примеры, значение, словосочетания

Избавиться от недостатков поможет высокочастотная фильтрация с крутым срезом в районе точки обрезки. Тем не менее при чистке нужно помнить о фундаментальных частотах голоса — держите в уме самую низкую ноту доступную голосу, которая поможет определить частотную основу сигнала. Так как вся энергия человеческого вокала живёт именно в этом фундаменте, малейшее изменение области моментально убивает динамику исполнения (вспомните аудиопример, приведённый выше).

Будьте внимательны при фильтрации громких голосов. Обычно люди с таким вокалом даже не стараются петь громко — характер их голоса громкий сам по себе, с этим ничего не поделаешь. Фильтровать такой вокал нужно сверхаккуратно из-за большого количества энергии и динамики, а также чёткости звучания каждой ноты.

Если голос вокалиста слишком низок, то вокал может утонуть в нежелательном шуме или других распространённых артефактах — фильтрация здесь не поможет. При таком развитии событий вокальную партию лучше обработать различными инструментами реставрации сигнала, например, iZotope RX7. Прогоните дорожку через модули De-hum, De-rustle и даже Music Rebalance — так вы изолируете вокал от остальных звуков. После этого голос можно фильтровать плавным срезом с дополнительным точечным вырезом в районе среднего верха (по необходимости). Более точные методики обработки назвать трудно: всё зависит от особенностей вокала и записи, поэтому смело экспериментируйте. Главное не забывайте, как не надо делать.

3 Формирование нижнего низа

Иногда ситуация складывается так, что бочка и бас отлично звучат по отдельности и вместе, но совершенно не работают в контексте всего микса. Ужасное звучание этих элементов говорит только об одном — нужно ограничить присутствие в нижнем диапазоне других инструментов аранжировки.

Источник проблем — частоты в районе нижней середины в диапазоне от 150 до 350 Гц. Здесь зарождается объём, вес и мощь музыки, и именно эта область считается одним из самых проблемных частотных отрезков любого микса. Диапазон 150-350 Гц представляет своего рода перекрёсток: с одной стороны здесь живут самые высокие гармоники бочки, с другой — самые низкие обертона гитар и синтезаторов. Чем больше звуков собирается в этом месте, тем более загруженным становится микс. В какой-то момент трек переполняется нижней серединой и приобретает измученное и уставшее звучание. Слушать такую запись невозможно, на репите её поставят только в пыточной комнате.

Бочка и бас — важнейшие инструменты нижней середины. Чтобы их звучание было чистым и ясным, ослабьте присутствие в области 150-350 Гц других, менее важных инструментов.

Логично, что для очищения области 150-350 Гц нужно применить глобальную фильтрацию, чтобы не дать сигналам собраться в этом диапазоне. Недостаток такой чистки в том, что такой ход моментально скажется на энергии и динамике микса. Вместо того, чтобы размашисто фильтровать весь трек, сфокусируйтесь на точечных правках других дорожек и аккуратно, шаг за шагом отрежьте всё лишнее (более наглядно такая методика была рассмотрена в одном из роликов серии двухминутных советов компании iZotope).

4 Улучшение отклика низких частот

Иногда низ микса звучит слишком размыто и мутно: создаётся ощущение, будто песню затянула какая-то пелена, мешающая треку дышать полной грудью. Первой от пелены страдает бочка — она не может пробиться сквозь микс, теряет панч и по звучанию скорее напоминает очень плотный хлопок. Если в треке наблюдаются такие проблемы при идеальной нижней середине, ищите источник мутности в районе 20-35 Гц.

Фильтрация бочки на отметке 30 Гц

Поместите High-Pass фильтр на шину ударных или мастер-выход DAW и отфильтруйте все сигналы в области 20-35 Гц. Такой ход устранит нежелательные шумы и уплотнит нижний низ микса. Бонусом за старания вы получите более громкие средние и верхние частоты, чьё ощущение присутствия значительно улучшится.

Так как мы говорим о фильтрации всего микса, будьте очень аккуратны. Слишком активная обработка с высокой точкой среза заберёт лишнее у баса — микс потеряет в объёме.

Если фильтрация области 20-35 Гц не даёт должного результата, то скорее всего дело не в кривизне рук и оттоптавшем уши медведе, а в самом студийном помещении. Домашние студии далеки от идеальной акустики и часто неправильно транслируют низкие частоты, из-за чего кажется, что низ микса перекачен даже после фильтрации. Проверить микс можно только прослушиванием трека на как можно большем количестве самых разнообразных аудиосистем. Правильное акустическое оформление комнаты решает проблему неправильной передачи низа, но такой ход доступен не всем и не всегда: иногда с откликом комнаты ничего нельзя сделать.

5 Динамическая фильтрация

В большинстве приведённых выше ситуаций речь идёт об аудиосигнале с высокой динамикой по всему спектру. Вокал, бас и ударные быстро меняются по ходу песни: в зависимости от аранжировки, инструменты могут быстро менять свою частотную позицию, уходя то вверх, то вниз. High-Pass фильтр должен быть готов к таким изменениям.

Высокочастотные и низкочастотные фильтры — статичные инструменты, привязанные к своим настройкам. Как бы не менялось содержание дорожки, фильтры постоянно работают на заданных параметрах, что может привести к ситуации, когда в определённых местах микса какой-либо инструмент взрывается яркостью или, наоборот, резко тускнеет. Учесть любые движения инструментов могут только динамические эквалайзеры, отслеживающие изменения сигнала и меняющие точку среза так, чтобы ограничения всегда работали корректно в контексте микса.

Суть работы динамического эквалайзера при фильтрации проста: при повышении активности сигнала точка обрезки сдвигается ниже, при понижении — выше. Такое поведение сохраняет натуральность звучания песни и предохраняет звук от излишней фильтрации.

Динамическая фильтрация применима ко всем инструментам и особенно полезна при работе с вокалом. В видео ниже можно посмотреть, как происходит динамическая обработка сигнала с помощью модуля Follow EQ в составе iZotope Nectar.

Lpf на усилителе что это

HPF (High Pass Filter) – фильтр низких частот, это такой фильтр в звуковой аппаратуре, который обрезает все звуковые частоты ниже частоты установки фильтра. На графике это выглядит так:

Включать этот фильтр нужно обязательно в том случае если вы подключили к усилителю акустику размером 10, 13, 16 см. Для такой акустики необходимо убрать частоты ориентировочно ниже 100 Hz, 70 Hz, 50 Hz соответственно. Обрезают низкие частоты для того, чтобы акустика не перегружалась басами которые не может полноценно отыграть. При правильной подрезке улучшается СЧ спектр, повышается скорость атаки, и снижается вероятность выхода акустики из строя. Настраивайте фильтр на слух, для каждой конкретной акустики и места её установки настройка может быть разной. Рекомендуемая частота подрезки для 16см акустики 60-80Hz

На большинстве усилителей этот фильтр включается переключателем вроде этого:

Т.е. вы можете включить либо фильтр HPF или фильтр LPF или вообще отключить фильтры. Также есть потенциометр выставляющий частоту (в данном случае 50-150 Hz хотя бывают настройки и пошире). В дорогих усилителях существует возможность включить одновременно и HPF и LPF фильтр, получив таким образом полосовой фильтр (Bandpass).

LPF (Low Pass Filter) – фильтр высоких частот, пропускающий звук ниже частоты настройки фильтра. Обычно его используют при включении сабвуфера или мидбасовых динамиков.
На графике это выглядит так:

Если вы подключаете сабвуфер и он расположен в багажнике то частота настройки фильтра должна быть не выше 70Hz, иначе велика вероятность того, что звук сабвуфера будет локализованным (вы будете слышать сабвуфер сзади, отдельно от всей музыки). Это связано с особенностями человеческого слуха-человек начинает понимать откуда идет звук частотой выше где-то 70Hz. Поэтому сабвуфер в автомобиле стараются «обрезать» как можно ниже, чтобы казалось что звук идет «отовсюду» а не из багажника. Если ваш сабвуфер расположен спереди, под сидением например, то можно поднять частоту среза даже до 150Hz. В любом случае, задача всей настройки-добиться слитного звучания музыки в машине, в идеале вы не должны слышать отдельные динамики а только музыку в целом. Опытной настройкой фильтров добейтесь наилучшего результата.

Читайте также:  Вибрация или бьёт руль при торможении - в чём могут быть причины

Фильтр Bandpass (полосовой фильтр)

Позволяет включать одноврененно фильтры высоких и низких частот ограничивая диапазон с 2х сторон, устанавливая границы воспроизведения динамиков.
Актуален для 3х полосных систем с отдельными СЧ динамиками диапазон (200-4000Hz) либо для НЧ динамиков (60-200Hz)

Искал достаточно простое и в тоже время точное описание процедуры настройки автомобильного усилителя и наткнулся на бортовой журнал Sutener71.

У себя в БЖ пишу для последующего использования мной же в своей машине (пришел к тому, что не могу слушать бубуканье штатной акустики и меняю на более высокий уровень + усилитель, головное устройство давно заменил). Акустика приобретена. С выбором усилителя почти закончено — есть три кандидата. О них — в отдельной ветке.

Инструкцию тупо скопировал, предварительно исправив орфографические ошибки ;). Если при настройке будут отклонения от ниже написанного, позже статью откорректирую.

Как настроить усилитель?
1. Выбор уровня чувствительности усилителя
Грубо говоря громкость (хотя это и не совсем так). Выкручивая регулятор от большего числа к меньшему мы её повышаем.

2. Фильтры
ФНЧ — отфильтровывает Низкие частоты
ФВЧ — отфильтровывает Высокие частоты

Скажем, установив регулятор ФНЧ на 50 гц, на динамик будут поступать частоты до 50 Гц.

Внимание: на разных усилителях возможны варианты — или это будет селектор с выбором типа фильтров и одним регулятором, или же отдельные регуляторы для ФВЧ и ФНЧ.
в некторых усилителях возможно включение обоих фильтров, таким образом включив ФНЧ и ФВЧ мы можем получит полосовой фильтр. Например установив ФНЧ на 200 Гц а ФВЧ на 50 Гц, акустика будет воспроизводить сигнал в диапазоне от 50 до 200 Герц соответсвенно

У некоторых старых моделей усилителей встречаются фиксированные фильтры. Выбор фильтрации производиться селектором.

3. Сабсоник.
По большей части необходим для сабвуферов (в фазоинверторном оформлении) Но его можно так же использовать и как ФВЧ.

Так же существуют сабсоники с фиксированной частотой фильтрации

4.Басс Буст
Позволяет повысить громкость на определённой частоте

Внимание: частота басс буста как правило фиксированная.Но на некоторых усилителях присутствует дополнительный регулятор позволяющий выбрать необходииую частоту.

Так же существуют басс бусты с фиксированным усилением

5.Регулятор фазы
Служит для согласования работы сабвуфера с фронтом.И в целом для его более точной настройки.
Также существуют фиксированные регуляторы фазы

6.Крутизна фильтров
Селектор позволяет выбрать крутизну спада фильтров.

Внимание не рассматривайте нижепреведённый текст как руководство пользователя. Здесь я постарался лишь в кратце и более доступным языком
объяснить «что для чего».При настройке усилителя включайте голову и будьте благоразумны! Я не отвечаю за возможный причинённый вам ущерб.
Если вы не уверены что сможете это сделать самостоятельно — обратитесь к специалистам

Если у вас компонентная или коаксиальная акустика [два динамика спереди и два сзади] 5.25″ ,6.5″, 6х9″ и других популярных размеров то настройка заключается в следующем:
Как правило, такая акустика не способна воспроизводить сверхнизкие частоты (для этого существует Сабвуфер, поэтому выберите ФВЧ на той паре каналов где она подключена. Установите регулятор ФВЧ на 60-80 Гц. Далее выкрутите «Gain» на минимум. И выставите на головном устройстве почти максимальную громкость. Далее выкручивайте Gain до появления искажений. Будьте аккуратны. Более тонкая настройка заключается в том чтобы найти компромисс между «громкостью» и «басовитостью» динамиков, при этом главным является отсутствие искажений в звучании. С помощью гейна и ФВЧ настройте тот звук, который вам больше нравится, попеременно регулируя усиление и частоту фильтрации.

Для сабвуферов и аналогичных им басовых динамиков всё аналогично, за исключнием того, что здесь мы используем ФНЧ, т.е. цель — не дать сабвуферу воспроизводить более высокие частоты. Обычно при настройке выбирают 50-80 Гц. Если у вас ФИ корпус, то желательно воспользоваться сабсоником. Если есть регулятор фазы — не пожалейте времени, покрутите его, послушайте. Возможно, в каком либо положении сабвуфер станет играть громче и быстрее.

Смысл конечной настройки должен быть таков что: каждый динамик должен играть свой диапазон частот.
Если к примеру у вас сабвуфер и фронт, то, как правило, частоту ФВЧ для динамиков и частоту ФНЧ для сабвуфера устанавливают одинаковой. Т.е. скажем сабвуфер играет до 80 Гц, а фронт уже от тех же 80 Гц.
Это как правило, но не всегда так. Помните что звук вы выстраиваете для себя. Настраивайте так, как вам больше понравится.

Level — уровень — устанавливаешь входную чувствительность усилка. Устанавливаешь 3/4 громкость на ГУ и потихонькуу прибавляешь Level до появления искажений и крутишь немного назат пока искажения не пропадут и так и оставляешь.

BassBoost — подьем басов — если хочется «погуще бас» но я бы не трогал.

HPF — фильтр ВЧ — устанавливает нижнюю границу диапазона ВЧ. низкие частоты «срезает» — для «пищалок»

X-over — режим работы кроссовера — если усилитель питает сабвуфер- поставьте LowPass. если широкополосные динамики то full. если вч твиттеры «пищалки» то HighPass

LPF — фильтр НЧ — устанавливает верхнюю границу диапазона НЧ. высокие частоты срезает — для сабвуфера

Subsonic — фильтр инфранизких частот, то есть частот ниже 20 Гц. — мы их все равно не услышим и это создает паразитную нагрузку на динамики. Этот фильтр ее устраняет. установи на 20Гц для саба или 50гц для широкополосных динамиков

другие переключатели не свойственны классическому усилителю — установи на LOW

Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.

Содержание статьи:

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.

Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.

Настройка “сабсоника”

После необходимо задействовать фильтр, который называют “сабсоник”. По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Читайте также:  Кулиса КПП что это такое, признаки износа, как отрегулировать самостоятельно

Зачем он нужен “сабсоник”? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать “сабсоник” следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать “крутилку” до требуемых цифр.

Что нужно знать о фильтрах

Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.

Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Выставление задержек

Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.

Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.

Стык сабвуфера и мидбаса

Последняя настройка сабвуфера в машине – это «состыковка» фронтальной акустики с сабом. Например, если сабвуфер «порезан» сверху на 63 Гц, а «фронт» — на 100 Гц снизу, то между ними может образовываться провал. Если же частоты срезов другие, возможно образование горба. Чтобы настройка была правильной, необходимо сделать этот участок АЧХ плавным. Для этого можно немного менять частоты срезов LPF и HPF. Делать это можно на слух или с помощью любого RTA-анализатора.

All-Audio.pro

Статьи, Схемы, Справочники

Phase shift на усилителе

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Phase shift на усилителе

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Перейти к результатам поиска >>>

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.
  • Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

    • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
    • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
    • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
    • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
    • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

    Классификация

    Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.
    • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
    • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.
  • Применение

    Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

    1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
    2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.

  • В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  • В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.
  • Ссылка на основную публикацию
    Скорость бега человека от чего зависит и как ее увеличить
    Ускорение Физика для всех Ускорение – это величина, которая характеризует быстроту изменения скорости. Например, автомобиль, трогаясь с места, увеличивает скорость...
    Сколько держится алкоголь в крови через сколько выходит из организма
    Сколько выходит алкоголь из организма таблица Интересные статьи Сколько нужно есть фруктов в день После распития спиртных напитков не каждый...
    Сколько дней можно ездить на автомобиле без номеров по договору купли-продажи Ответственность за упр
    Езда без номеров в 2019 году штраф, нарушения, сколько можно ездить без номеров Правила дорожного движения Российской Федерации предусматривают, что...
    Скрежет в районе переднего колеса
    Скрежет в районе переднего колеса Почему скрипит резина на колесах Время на чтение: 8 минут Многие автолюбители, находящиеся за рулём...
    Adblock detector