Электросхемы Ваз 2109 высокая и низкая панель

Замена проводки lada 2109 (ваз 2109) — AvtoZam

Автовладельцы отечественных машин нередко сталкиваются с неисправностями электропроводки, что может привести не только к неработоспособности тех или иных систем, но и невозможности движения в целом. Чтобы не допустить этого, владельцам «девяток» необходимо знать, что представляет собой электросхема ВАЗ 2109 и какие симптомы свидетельствуют о ее неисправности.

Признаки неисправностей

Существует несколько типов состояния электропроводки транспортного средства, при которых владельцы ВАЗ 2109 вынуждены искать поломки:

  1. Транспортное средство не позволяет выполнять свою первостепенную функцию, то есть не может ехать. Либо схема электропроводки ВАЗ 2109 повреждена, либо не работает один из основных узлов машины.
  2. Автомобиль может ехать, но при этом системы иногда начинают барахлить или работают некорректно.

Если при попытке запустить двигатель, у водителя ничего не получается, при этом топливо нормально поступает в инжектор или карбюратор, то скорее всего, проблема заключается в работе проводки:

  1. Если автомобиль работает на карбюраторе, то в первую очередь необходимо проверить свечи и жгут высоковольтных проводов. Не лишним будет произвести диагностику трамблера, а также катушки зажигания. Также на карбюраторах есть смысл проверить подкапотную проводку.
  2. Если речь идет об инжекторе, то зачастую основной причиной проблемы является электронная система управления мотором. Если система не позволяет обрабатывать сигналы с датчиков и впоследствии не может выдавать команды для дополнительных узлов или механизмов, то проблему нужно искать в ней.

И в карбюраторах, и в инжекторах зачастую причиной неисправности электрооборудования являются подгоревшие контакты, в частности, в замке зажигания. Если замок зажигания или монтажный блок не могут работать полноценно, как минимум в салоне не будут работать лампы освещения. Кроме того, при неисправных устройствах может отказывать в работе и другое электрооборудование, к примеру, омыватели, вентиляторы, очистители стекла и т.д.

Карбюраторный ДВС

Перед тем, как поговорить о поломках карбюраторов и электрооборудования, предлагаем вам разобраться в схеме, по которой работает система:

  1. Когда водитель включает зажигание, но не запускает двигатель, питание подается по жгуту высоковольтных проводов на клеммы мотора, на панели приборов загораются индикаторы.
  2. Далее, стартер активирует работу коленчатого вала, а также всей поршневой группы. Таким же образом напряжение по жгуту высоковольтных проводов запускает и генератор. Панель продолжает работать.
  3. Затем питание с устройства поступает на катушку зажигания, которая начинает вырабатывать импульс. Импульс поступает через жгут высоковольтных проводов к трамблеру, панель приборов работает.
  4. После этого коленчатый вал моторы начинает вращать привод трамблера. Устройство начинается замыкать контакты, таким образом передавая разряд по тому же жгуту высоковольтных проводов на свечи зажигания карбюратора. Панель приборов продолжает работать в нормальном режиме.

Классическое зажигание

В том случае, вы не можете завести мотор на карбюраторе, необходимо уделить внимание диагностике следующих элементов:

  1. Осмотрите электрическую проводку между катушкой и генератором. Вам необходимо проверить контактны на предмет обрывов или окисления, иногда их можно просто прочистить, в некоторых случаях требуется замена. Если сама электрическая цепь находится в печальном состоянии, то возможно, есть смысла произвести замену проводов.
  2. Также следует произвести диагностику катушки зажигания. В первую очередь, необходимо проверить наличие искры. Для этого извлеките высоковольтный провод из жгута трамблера и поднесите ее к металлическим элементам подкапотного пространства. Когда вы будете пытаться запустить двигатель, проворачивая ключ в замке зажигания, из высоковольтного провода должна появиться искра. Если ее нет, то катушка вышла из строя, ее нужно отремонтировать или поменять.
  3. Помимо этого, нужно проверить цепь трамблера и самых свечей. Если вы видите, что высоковольтные провода в жгуте находятся в печальном состоянии, то возможно, есть смысл их поменять. Произведите диагностику внутреннего бегунка, а также самих свечей карбюратора (автор видео — MR. Boroda).

Электронное зажигание

ВАЗ 2109 может быть оснащен электронным, то есть бесконтактным коммутатором, который монтируется между самой катушкой и трамблером. Электронная система предназначена для обеспечения лучше искры, если мотор функционирует на обедненной горючей смеси. В том случае, если импульс слишком низкий или вовсе отсутствует, в чем вы смогли убедиться во время проверки наличия искры, то коммутатор лучше будет поменять. В том случае, если монтаж нового устройства не позволил решить неисправность, необходимо будет полностью или частично менять электропроводку. Есть вероятность, что уровень сопротивления в цепи очень высокий, а это способствует слишком слабой искре.

Инжекторный мотор

Инжекторы отличаются от вышеописанных ДВС наличием многих электронных устройств. В случае с инжектором поломки обычно связаны с работой датчиков или самой проводки.

Чтобы точно выявить причину поломки на инжекторе, необходимо выполнять следующие шаги:

  • сначала отключите кабель от датчика;
  • затем, используя омметр, замерьте уровень сопротивления;
  • после этого полученные данные нужно будет сверить с тем, которые указаны в таблице в инструкции по эксплуатации авто.

Вывод

Вы сможете гораздо быстрее выявить неисправность, если будете досконально знать электросхему автомобиля ВАЗ 2109. Такие знания помогут не только правильно выявлять ошибки, но и быстро решить проблему, если она произошла во время движения.

Видео «Интерактивная схема проводки 2109»

Подробная интерактивная схема проводки автомобиля ВАЗ 2109 приведена на видео (автор видео — Александр Вахтеев).

Схема проводки ваз 2109i с высокой панелью

Описание значений схемы электрооборудования ваз 2109.

1) Блок — фара ваз 2109 (фара, с передним фонарем);

2) Моторедуктор очистителя фар;

3) Датчик температуры ваз 2109;

4) Выключатель подкапотной лампы;

5) Звуковой сигнал;

6) Выключатель света заднего хода;

7) Электродвигатель вентилятора;

8) Датчик электродвигателя вентилятора;

9) Клапан омывателя фар;

10) Генератор ваз 2109;

11) Клапан омывателя заднего стекла;

12) Клапан омывателя ветрового стекла;

13) Электродвигатель омывателя стекол;

14) Лампа подкапотная;

15) Свечи зажигания ваз 2109;

16) Штепсельная розетка переносной лампы;

17) Датчик контрольной лампы давления масла;

18) Датчик-распределитель зажигания ваз 2109;

19) Электромагнитный клапан карбюратора ваз 2109;

20) Концевой выключательв карбюраторе;

21) Коммутатор ваз 2109;

22) Катушка зажигания ваз 2109;

23) Колодка диагностики;

25) Аккумуляторная батарея;

26) Датчик уровня тормозной жидкости;

27) Стартер ваз 2109;

28) Блок управления клапаном карбюратора ваз 2109;

29) Реле дополнительное включения стартера ваз 2109;

30) Моторедуктор очистителя ветрового стекла;

31) Лампа на табло подсветки управления отпителем;

32) Электродвигатель вентилятора отопителя;

33) Дополнительный резистор;

34) Переключатель электродвигателя отопителя ваз 2109;

36) Лампа освещения бордочка;

37) Монтажный блок ваз 2109;

38) Комбинация приборов;

39) Выключатель стоп-сигналов;

41) Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;

42) Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки в карбюраторе ваз 2109;

43) Выключатель освещения приборов;

44) Выключатель наружного освещения;

45) Выключатель аварийной сигнализации;

46) Выключатель заднего противотуманного света ваз 2109;

47) Выключатель обогрева заднего стекла;

48) Боковые указатели поворота;

49) Выключатели плафона в стойках передних дверей;

50) Выключатели плафона в стойках задних дверей ваз 2109;

51) Плафон освещения салона;

52) Выключатель зажигания ваз 2109;

53) Переключатель стеклоочистителей и смывателей;

54) Выключатель звукового сигнала;

55) Переключатель указателей поворота, стояночного света и света фар ваз 2109;

56) Фонари задние ваз 2109;

57) Датчик указателя уровня топлива;

58) Элемент обогрева заднего стекла;

59) Фонари освещения номерного знака ваз 2109;

60) Моторедуктор очистителя заднего стекла.

А) Наконечник провода подключения к датчику износа тормозных колодок;

Читайте также:  Хонда CBR 1100 XX Backbird технические характеристики байка, отзывы владельцев

В) Штекерный разъём подключения к плафону освещения салона;

I) Номера штекеров в колодках монтажного блока ваз 2109;

II) Номера штекеров в колодке моторедуктора;

III) Условные обозначения номеров штекеров в колодке и контактов выключателя зажигания ваз 2109;

К1) Реле времени омывателя заднего стекла;

К2) Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;

КЗ) Реле очистителя ветрового стекла;

К4) Контактные перемычки на месте установки реле контроля исправности ламп;

К5) Реле включения дальнего света фар ваз 2109;

Кб) Реле включения очистителя фар ваз 2109;

К7) Реле включения стеклоподъемников (на автомобилях ваз 2109 не устанавливается);

К8) Реле включения звукового сигнала;

К9) Реле включения электродвигателя вентилятора;

К10) Реле включения обогрева заднего стекла;

К11) Реле включения ближнего света фар.

Мой блог находят по следующим фразам

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что самой популярной моделью автоВАЗа является семейство переднеприводных автомобилей. И многие владельцы стремятся изменить ВАЗ 2109 своими силами, внося различные улучшения, затрагивающие штатную проводку.

Сегодня можно встретить несколько модификаций автомобиля, у которых схема проводки на ваз 2109 имеет существенные отличия.

  1. Карбюраторным силовым агрегатом;
  2. Инжекторным силовым агрегатом.

Читайте также статью «Проводка на Газель-405 для самостоятельного обслуживания».

  1. более современным силовым агрегатам, к числу которых относятся инжекторные моторы;
  2. улучшенной системе впрыска, которая оснащена множественными контрольными датчиками, для чего обязательно потребуется замена проводки ваз 2109 своими руками;
  3. даже замена отдельных узлов (генератора, стартера) на более современные также требует и новых проводов, т.к. заводом-изготовителем на новых узлах изменены клеммные колодки.

Что можно изменять в электросхеме

Причем, укажем только те переделки, которые не запрещены заводом-изготовителем и действующими нормативами:

Справочно: визуальные отличия штатной панели от «высокой» заключаются в переносе отсека для магнитолы на уровень приборной доски. Соответственно, проводка на ваз 2109 под панелью приборов должна быть заменена.

Внутрисалонные переделки

Напомним, что внутри легкового транспортного средства есть несколько мест, оборудованных источниками освещения:

Если вам, как владельцу, по душе высокая панель в салоне, то без замены штатной проводки не обойтись. Поскольку:

Соответственно, что без замены электрических проводов не удастся задействовать:

Что касается внесения изменения в освещение панели приборов, то сегодня в продаже встречаются наборы специальных ламп вместе с проводкой, с помощью которой они подключаются к электросети автомобиля.

Установить подобные комплекты можно своими руками, важно лишь придерживаться аккуратности и правил безопасности.

Подкапотные переделки

  1. высоковольтные провода от блока зажигания;
  2. проводка различных контрольных датчиков;
  3. силовые кабели аккумуляторной батареи (места соединения наиболее подвержены коррозии).
  1. Датчик температуры охлаждающей жидкости — при неисправной электропроводке водитель не заметит перегрева силового агрегата;
  2. Датчик уровня тормозной жидкости в расширительном бачке — протечка или низкий уровень могут привести к отказу тормозной системы;
  3. Датчиков системы АВС — окисление контактов или нарушение целостности проводки может привести к отказу системы;
  4. Датчик выхлопных газов — на основе его показаний электронный блок «готовит» топливо-воздушную смесь. Если датчик не будет работать, то увеличится расход бензина.

Установка современной сигнализации — особая тема, поскольку ее работа затрагивает сразу несколько основных узлов и систем автомобиля семейства ВАЗ:

Совет: нередко производители систем сигнализации сопровождают процесс установки видео и фото материалами, для каждой конкретной модели того или иного семейства авто. Перед началом монтажа следует внимательно с ними ознакомиться.

Общие переделки

  1. Затрагивает оборудование в подкапотном пространстве;
  2. Вмешивается в панель приборов внутри салона;
  3. Подключается к штатной системе электроснабжения автомобиля;
  4. Крепится к силовому кузову.
  1. Соединительные провода;
  2. Клеммные колодки;
  3. Реле включения;
  4. Исполнительные механизмы (кнопки);
  5. Лампа подсветки (или светодиод), сигнализирующие о состоянии осветительных приборов.

В ряд электронных компонентов и систем автомобиля запрещено вносить какие-либо изменения.

  1. В головной свет — изменять форму блок-фары или устанавливать ее от других автомобилей;
  2. В фонари освещения заднего номерного знака — изменять яркость свечения, менять цвет, направленность и т.п.;
  3. В звуковые приборы — устанавливать звуковые спецсигналы аварийных служб и т.п.

Схема проводки ваз 2109 необходима и без всяких намерений внесения изменений в устройство автомобиля, ведь в процессе эксплуатации проводка подвергается:

Соответственно, от владельца требуется профилактический осмотр штатной проводки с целью выявления нарушений изоляции и механических повреждений. Своевременное обнаружение неисправности позволит оперативно исправить и предотвратить более существенные отказы в работе электронных устройств автомобиля.

Читайте также статью «Схема электропроводки Газель-Бизнес».

Главные элементы электросхемы ВАЗ 21093

«Девятка» стояла на конвейере АвтоВАЗа с 1987 по 2004 год, и за это время было создано довольно много вариантов этой машины. Электросхема ВАЗ 21093 менялась, элементы в ней добавлялись и убирались в связи с выходом новых модификаций, комплектаций и специальных вариантов. Теперь уже трудно разобраться в деталях, но принципиальная схема сохранилась.

Схема электропроводки автомобиля

Устройство электросистемы ВАЗ 2109

Электросхема ВАЗ 21093 однопроводная, с постоянно замкнутым на корпус автомобиля «минусом», который исполняет роль «массы». Номинальное напряжение в бортовой сети машины составляет 12 В.

Для электрооборудования ВАЗ 2109 предусмотрено два источника электричества — аккумулятор и генератор. Аккумуляторная батарея (АКБ) служит в автомобиле для:

  • запуска двигателя после стоянки;
  • питания электрических цепей при выключенном моторе.

Минусовая клемма «масса» АКБ для ВАЗ 2109 должна располагаться слева, если смотреть на корпус аккумулятора со стороны клемм. Чаще всего на «девятках» применяют необслуживаемые свинцово-кислотные АКБ. Штатная ёмкость аккумулятора составляет 55 — 60 Ач и может быть немного повышена для районов с особо холодными зимами.

Генератор в автомобиле предназначен для:

  • подзарядки аккумуляторной батареи;
  • питания электрических цепей.

Трёхфазный генератор переменного тока ВАЗ 2109 выполняет свои функции во время движения. Он имеет встроенный выпрямитель и электронный регулятор напряжения. Выдаёт от 13,6 до 14,6 В, обеспечивая силу тока до 55А. Крышка генератора прикреплена к корпусу статора болтами. Ротор вращается в шариковых подшипниках, укреплённых в крышке. Обмотка возбуждения ротора генератора запитана через щётки и контактные кольца.

Электрическая схема ВАЗ 21093 такова, что питание почти всех потребителей осуществляется через блок предохранителей, защищающих цепи от короткого замыкания и автомобиль целиком — от пожара.

Главные потребители

Важнейших для принципиальной возможности эксплуатации вашей «девятки» систем всего две:

  • система запуска двигателя — стартёр;
  • система зажигания топливовоздушной смеси.

И если в экстремальной ситуации можно запустить двигатель без стартёра, с толчка, то без зажигания вы никуда не уедете. Разве что на буксире.

Бесконтактное зажигание «девятки» состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Особенность работы системы зажигания состоит в том, что она использует не только нормальное напряжение в 12В постоянного тока, но и импульсное высокое напряжение до 30 000 В для воспламенения топливовоздушной смеси в камерах сгорания. Среди специалистов распространено мнение, что именно эта часть системы наиболее подвержена риску выхода из строя.

Стартер автомобиля ВАЗ 2109 представляет собой электродвигатель постоянного тока. Он снабжён электромагнитным тяговым реле. При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартёр» напряжение от АКБ подаётся на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле. После замыкания контактов втягивающая обмотка реле отключается. Двигатель стартера проворачивает маховик коленчатого вала, в цилиндры подаётся искра, мотор начинает работать. После перевода ключа в положение «зажигание» стартёр отключается.

В случае неисправности одной только системы запуска двигателя эксплуатация автомобиля крайне затруднена, а при отказе обеих — невозможна.

Вспомогательное оборудование

Важнейшая часть вспомогательного оборудования — соединительные провода. Вспомогательное — не значит второстепенное. Наоборот, при эксплуатации «девятки» многие автолюбители убеждаются в том, что электроника — это наука о контактах. Значительная часть забот, связанных с ВАЗ 2109, имеет отношение к поиску обрывов, закисливания контактов, выпадения штекеров. Вот тут-то и становится нужна схема электрооборудования ВАЗ 2109, в которой по цветам распределены и показаны соединительные провода, пронумерованы потребители, по расположению в колодках перечислены предохранители вашей «девятки».

Схема электропроводки такова, что все провода ВАЗ 2109 собраны в пять жгутов. Два жгута идут от монтажного блока в салон автомобиля. Первый подключает все индикаторы, приборы, переключатели и кнопки передней части салона. Другой подключает потребителей задней части кузова. Три других жгута остаются в подкапотном пространстве. Один идёт к потребителям передней части кузова, второй — в район левой передней колёсной арки, а третий обслуживает потребителей, связанных с двигателем.

Читайте также:  Что означают значки G, E, 3G, H, 3G, H, 4G в телефоне или смартфоне

Коммутация осуществляется через блок предохранителей. Предохранитель представляет собой металлическую пластину, обычно из алюминиевого сплава, имеющую тарированное сечение. Пластина крепится в прозрачном пластиковом корпусе и устанавливается в разрыв той или иной цепи автомобиля. При превышении допустимого в этой цепи значения тока пластина перегорает, прекращая прохождение тока в этой цепи и предотвращая пожар. Сквозь прозрачный пластик место разрушения отлично видно. Остаётся только найти по альбому электрических схем цепь, ответственную за выход проводки из строя, устранить неисправность и заменить предохранитель.

Набор запасных предохранителей следует всегда иметь с собой в поездке. Блок предохранителей содержит также реле и находится в моторном отсеке слева по ходу автомобиля, вблизи ветрового стекла.

Отличия модификаций ВАЗ 2109

За долгую историю выпуска на АвтоВАЗе «девятки» электрическая схема ВАЗ 21093 заметно изменилась, было немало вариантов комплектаций и модификаций автомобиля. «Девятка» комплектовалась разными двигателями: ВАЗ 2109 — мотором с рабочим объёмом 1,3 литра, а ВАЗ 21093 — объёмом 1,6 литра. В смысле электросистемы оба двигателя практически идентичны. Другое дело — различие между карбюраторной и инжекторной версиями «девятки».

Появление электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и электронных устройств, заменяющих карбюратор и трамблёр, усложнило электрическую схему автомобиля. ЭСУД в ВАЗ 21093 инжектор взяло на себя следующие функции:

  • управление топливным насосом;
  • управление электровентилятором системы охлаждения;
  • регулировка состава топливовоздушной смеси, оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.

В блоке предохранителей ВАЗ 21093 присутствуют дополнительные плавкие устройства, защищающие ЭСУД. Следует убедиться, что имеющаяся схема электрооборудования соответствует модификации вашего авто. Это тем более актуально, что инжекторный двигатель не всегда достаточно прозвонить тестером, иногда нужно специальное оборудование для работы с ЭСУД.

Свои отличия имеются у электрооборудования с «высокой», «низкой» и европанелью. Важнейшее из них — отсутствие тахометра в низкой панели.

Признаки неисправностей электросхемы

Электрическая схема ВАЗ 2109 как с низкой, так и с высокой панелью включает в себя множество элементов, благодаря которым работают различные узлы автомобиля. Если в электросхеме с инжекторным или карбюраторным двигателем возникли неполадки, определить их можно по характерным симптомам.

  1. Автомобиль не трогается с места, т. к. двигатель невозможно запустить. Причин этому может быть огромное количество, например, неисправность генератора или аккумуляторной батареи, неполадки с трамблёром и т. д.
  2. Двигатель запускается и работает, но часть электрооборудования не функционирует. Как и в первом случае, причин отказа электрооборудования может быть немало: это и сгоревшие предохранители, и износ электропроводки, и выход из строя какого-либо прибора.

Если двигатель не запускается, но топливо исправно подаётся, то причина неисправности в большинстве случаев кроется именно в неисправном электрооборудовании. Алгоритм действий в таких ситуациях выглядит просто. Проверить уровень заряда аккумулятора. Также нужно проверить работоспособность свечей зажигания и проводов высокого напряжения на предмет пробоя. На карбюраторном двигателе зачастую неисправен трамблёр, а вот обрыв или износ электропроводки в моторном отсеке встречается достаточно редко.

В инжекторных двигателях в первую очередь нужно проверить исправность и корректную работу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Происходит это из-за того, что блок управления не может корректно обработать данные, поступающие с различных датчиков, в результате исполнительные механизмы получают неверные команды либо не получают их вовсе.

Электросхема двигателя с карбюратором

В зависимости от типа силовой установки электросхема может работать по-разному, например, запуск двигателя происходит так.

  1. Когда поворачивается ключ в замке зажигания, от аккумулятора подаётся напряжение в бортовую сеть по высоковольтным проводам. При этом на панели приборов появляются индикаторы, и можно включать осветительные приборы, аудиосистему, вентилятор отопителя и т. д.
  2. После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» напряжение поступает на стартерный узел, который воздействует на маховик и заставляет вращаться коленчатый вал. Приводятся в действие все системы двигателя и генератор в том числе, который начинает вырабатывать электрический ток.
  3. Питание поступает на катушку зажигания, создающую высоковольтное напряжение, по проводам оно передается в распределительный узел.

Вращающийся коленчатый вал приводит в действие распределительный механизм. После замыкания контактов напряжение передаётся на свечи зажигания. Искра воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах и происходит запуск силовой установки.

Диагностика классического зажигания ВАЗ 2109

Если причиной плохого запуска двигателя стала неисправная электропроводка, провести проверку можно самостоятельно.

  1. Первым делом необходимо обследовать участок от катушки зажигания до генератора на целостность. Контакты не должны быть окислены, проводка – не иметь обрывов и трещин. Окисленные контакты тщательно зачищаются, а повреждённая проводка заменяется.
  2. Далее проверяется катушка зажигания на наличие искры.Для этого нужно снять надсвечник со свечи и поднести к клапанной крышке двигателя. В это время помощник должен немного прокрутить двигатель стартером. Если высоковольтный провод и наконечник не пробитые и катушка зажигания исправна, в момент вращения двигателя стартером между наконечником и крышкой клапанов будет проскакивать искра. Если искры нет, а провода и наконечники не повреждены, следует произвести ремонт, а чаще всего – замену катушки зажигания.

Дополнительно стоит проверить устройство распределения и свечи зажигания. Повреждённые высоковольтные провода подлежат замене. Свечи нужно выкрутить и осмотреть, при наличии сильного нагара следует почистить. Если они имеют повреждения, то подлежат замене.

Диагностика электронного зажигания

Оно отличается от обычного наличием бесконтактного коммутатора между катушкой зажигания и распределителем. Подобный механизм обеспечивает стабильную и уверенную искру, тем самым обеспечивая воспламенение топлива, даже если смесь обеднённая. Если коммутатор подаёт слишком слабый сигнал, его следует заменить. Плохая искра или её отсутствие может возникнуть по причине высокого сопротивления электропроводки.

Другое дело, когда двигатель инжекторного типа, оснащённый топливными форсунками. В таких моторах неисправности электросхемы связаны в большинстве случаев с вышедшими из строя датчиками или повреждения электрооборудования. Диагностика неисправностей выполняется несложно. Во-первых, нужно отсоединить контактную колодку от датчика, который, возможно, неисправен. Во-вторых, при помощи омметра надо измерить сопротивление на контактах. В-третьих, полученные показатели сравниваются с номинальными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если есть существенная разница, датчик неисправен и подлежит замене.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема ВАЗ-2109

Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.

Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.

Модификации ВАЗ-2109

ВАЗ-2109. Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.

ВАЗ-21091. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.

ВАЗ-21093. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.

ВАЗ-21093i. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.

ВАЗ 21093-22. Модель изготовленная специально для Финского рынка. Отличается улучшенной отделкой салона, предустановленными «литыми» дисками и новой торпедо. На автомобиль устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. Выпускался с 1995 по 1998 год.

ВАЗ-210934. Полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093 поставленный на раму «Нивы», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка от той же модели ВАЗ-2121 «Нива».

ВАЗ 2109-90. Вариант автомобиля, который оснащался компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 см3.

ВАЗ-21096. Экспортная модификация ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась справа.

Читайте также:  Цвет антифриза - какими они бывают

ВАЗ 21097. Экспортная модификация ВАЗ 21091 с правым рулем.

ВАЗ 21098. Еще одна экспортная модификация, но уже модели ВАЗ 21093 с правосторонним расположением рулевой колонки.

ВАЗ-2109 Carlota. Автомобиль, производимый с 1991 по 1996 год в Бельгии фирмой Scaldia-Volga.

ВАЗ-21099. Следующая самостоятельная модель автомобиля, которая является модификацией «девятки». Этот автомобиль имел 4-дверный, 5-местный кузов типа седан и удлиненный на 200 мм задний свес.

Схема ВАЗ-2109 старые версии

Схема ВАЗ-2109 новые версии

Тут нет датчика износа тормозных колодок (раньше лампа ручного тормоза мигала при поднятом рычаге, и загоралась постоянно при срабатывании датчиков на тормозных колодках).

Схема ВАЗ-2109, 21099 «люкс»

Схема ВАЗ-21099 с европанелью

Схема комбинации приборов для низкой панели

Схемы комбинаций приборов для высокой панели

Схема подключения фароочистителей

Схема подключения фароочистителей на низкой и высокой панелях автомобилей выпуска после 1989 года

Электрооборудование с роторным двигателем

Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор

  1. Головная фара.
  2. Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
  3. Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
  4. Клаксон.
  5. Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
  6. Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
  7. Генератор переменного тока.
  8. Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
  9. Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
  10. Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
  11. Свечи системы зажигания.
  12. Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
  13. Катушка.
  14. Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
  15. Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
  16. Стартер.
  17. Аккумуляторная батарея.
  18. Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
  19. Коммутатор, управляющий системой зажигания.
  20. Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
  21. Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
  22. Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
  23. Блок контактов включения стартера.
  24. Концевой переключатель на карбюраторе.
  25. Клапан экономайзера.
  26. Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
  27. Привод насоса омывателя.
  28. Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
  29. Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
  30. Переключатель скоростей.
  31. Привод очистителя ветрового стекла.
  32. Прикуриватель.
  33. Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
  34. Розетка для дополнительного оборудования.
  35. Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
  36. Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
  37. Монтажный блок реле и плавких вставок.
  38. Переключатель освещения панели приборов.
  39. Концевик лампы стояночного тормоза.
  40. Концевик ламп торможения.
  41. Блок рычагов подрулевого переключателя.
  42. Переключатель ламп наружного света.
  43. Переключатель аварийной сигнализации.
  44. Включение задней противотуманной фары.
  45. Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
  46. Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
  47. Повторители поворотов на передних крыльях.
  48. Центральный плафон салонной подсветки.
  49. Индивидуальный плафон подсветки.
  50. Переключатели работы подсветки на средних стойках.
  51. Коммутационный блок зажигания.
  52. Замок зажигания.
  53. Комбинация приборов «низкого» типа.
  54. Концевик «подсоса» на карбюраторе.
  55. Задние фонари.
  56. Измеритель уровня топлива в баке.
  57. Обогрев стекла.
  58. Привод заднего дворника.
  59. Два плафона подсветки номера.

Электросхема ВАЗ-2109 карбюратор — полный вид:

На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.

Характерная для девятки поломка блока управления электроникой возникает из-за того, что корпус пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно выходит из строя.

Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор

Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

  1. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  2. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала);
  3. ДТ (датчик температуры);
  4. ДСА (датчик скорости автомобиля);
  5. Клапан продувки адсорбера;
  6. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  7. ДД (датчик детонации) и другие.

Слабое место жгутов — силовая проводка на нижней полке радиатора, что постоянно подвергается воздействию высоких температур и в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Другая проблема — жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут.

С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.

  • 1 — система форсунок;
  • 2 — свечи;
  • 3 — управляющий модуль зажигания;
  • 4 — диагностический разъем;
  • 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
  • 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
  • 7 — главное реле системы;
  • 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
  • 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
  • 10 — защита питания насоса подачи топлива;
  • 11 — контроллер бензонасоса;
  • 12 — измеритель температуры двигателя;
  • 13 — система холостого хода;
  • 14 — измеритель детонации;
  • 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
  • 16 — измеритель положения коленчатого вала;
  • 17 — измеритель скорости;
  • 18 — измеритель расхода воздуха;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
  • 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
  • 22 — подключение системы зажигания;
  • 23 — контрольная лампа;
  • 24 — замок зажигания;
  • 25 — коммутационный блок;
  • 26 — вентилятор охлаждения радиатора.

Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.

  • 1 — четыре форсунки;
  • 2 — свечи 2109;
  • 3 — модуль распределения зажигания;
  • 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
  • 5 — разъем контроллера Бош;
  • 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
  • 7 — основной коммутационный прибор системы;
  • 8 — плавкая вставка основного прибора;
  • 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
  • 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
  • 11 — управляющее реле бензонасоса;
  • 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
  • 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
  • 14 — датчик угла открытия дросселя;
  • 15 — измеритель температуры двигателя;
  • 16 — регулятор параметров холостого хода;
  • 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
  • 18 — датчик положения коленчатого вала;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — блок управления иммобилайзером;
  • 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
  • 22 — датчик замера скорости;
  • 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
  • 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
  • 25 — разъем косы системы зажигания;
  • 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
  • 27 — реле запуска системы зажигания;
  • 28 — замок;
  • 29 — монтажный и коммутационный блок;
  • 30 — вентилятор системы охлаждения.

Схема блока реле и предохранителей 2109

Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска авто. То есть монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.

Блок предохранителей 2114-3722010-18

K1-реле включения очистителей фар; K2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; K3-реле стеклоочистителя ветрового окна; K4-реле контроля исправности ламп; K5-реле включения стеклоподъемников; K6 — реле включения звуковых сигналов; K7-реле включения электрообогрева заднего стекла; K8-реле включения дальнего света фар; K9-реле включения ближнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители.

Блок предохранителей 2114-3722010-60

K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители.

Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей.

Ссылка на основную публикацию
Электрическая Схема Меган 2
Не горит ближний свет рено меган 2 - Клуб строителей Леонид добрый день! Помогите кто столкнулся аналогичной проблемой и решил...
Шум от насоса в подвале — эффективное решение проблемы
Звукоизолирующий короб и виброизоляция насоса Закончили работы по снижению шума от насоса. Выкладываем видео проделанных работ: Началась история с письма...
Шумоизоляционные материалы для авто, рейтинг лучших
Эмком - авто шумоизоляция, звукоизоляция авто, материалы для шумоизоляции Под шумоизоляцией автомобиля принято понимать комплекс мер, направленных на устранение лишних...
Электрическая схема проводки китайского скутера 4т 125 и 150 cc Сайт про скутеры
Схема электроскутера Для того, чтобы гарантировать своему электроскутеру длительный срок использования и иметь уверенность в безопасности электротранспорта, важно регулярно проводить...
Adblock detector