Что делать, если в салоне запахло горелым сцеплением при пробуксовке

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать — – автомобильный журна

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки

При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?

Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?

Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.

Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Читайте также:  Что такое ABS в автомобиле, принцип работы и описание возможных неисправностей АБС

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

Почему “горит” сцепление и как продлить ему жизнь?

Транспортные средства, оборудованные механической коробкой передач, имеют специфический механизм, именуемый сцеплением. Именно с этим самым сцеплением у многих водителей-новичков возникают сложности при обучении. Кроме того, оно может выступать источником крупной неисправности, которая способна не только добавить неприятный запах в салоне автомобиля, но и обездвижить машину. В данном материале предлагаю разобраться с причинами, почему «горит» сцепление и что делать для продления его жизни.

Сначала давайте определимся что такое сцепление и как оно работает?

Как уже говорилось выше, каждый автомобиль с «механикой» оборудован сцеплением. Это сложный механизм, который дает возможность менять передаточное отношение коробки передач и наделяет конструкцию способностью прекращения передачи крутящего момента. Оно необходимо для того, чтобы начать или прекратить движение. Без него невозможно менять передачи. В отличии от автоматической трансмиссии, где необходимая передача подбирается автономно без вмешательства водителя.

Сам механизм сцепления расположен между маховиком двигателя и коробкой. Именно сцепление позволяет коробке передач плавно включаться и выключаться. Крутящий момент от коленчатого вала мотора передается на маховик, который в свою очередь передает вращение на первичный вал трансмиссии и далее — на колеса транспортного средства.

Как правило, на обыкновенных легковушках используется однодисковая схема: механизм и привод. Диск сцепления комплектуется специальными накладками. Он прижимается к маховику с помощью пружины, а вторая его сторона зацеплена за первичный вал трансмиссии. Во время того, как водитель выжимает педаль сцепления, механизм отодвигает диск от маховика и размыкает передачу крутящего момента. Если педаль отпустить — коробка передач опять подключается.

Привод может быть механическим или гидравлическим. Но от этого принцип его работы не меняется.
В целом конструкция сцепления —довольно простой механизм и по большому счету там ломаться нечему. Но, это только так кажется. Наверняка, каждый водитель с двухлетним стажем управления авто, хоть раз, но сталкивался с проблемами, вызванными сцеплением. Передача крутящего момента осуществляется за счет фрикционов и силы трения. Непосредственно от состояния прижимного диска и его накладок зависит способность транспортного средства осуществлять движение. Со временем фрикционы диска изнашиваются — сцепление начинает пробуксовывать и нагреваться, а то и вовсе выходит из строя.

Проблема может сопровождаться неприятным горелым запахом и появлением дыма в салоне машины.
По большому счету, срок службы сцепления в первую очередь зависит от стиля вождения авто и от умения водителем правильно работать левой педалью. В связи с этим автопроизводители не дают гарантии на данный узел. Поскольку «неграмотный» водитель может в два счета спалить фрикционы даже за минимальный пробег, в тоже время, водитель-асс, может откатать 150-200 тысяч. Сцепление считается таким же расходным компонентом, как и колодки. Но при грамотном управлении его замена может вам никогда и не грозить. Однако, если все же стал вопрос замены сцепление, будьте готовы выложить кругленькую сумму. Поскольку это операция практически всегда трудоемкая и дорого оценивается в автосервисах.

Читайте также:  Двигатель ВАЗ характеристики, ремонт, обслуживание

Так что же сделать, чтобы продлить жизнь сцеплению?

Срок службы сцепления непосредственно зависит от состояния: фрикционов, корзины, выжимного подшипника и маховика. Все эти элементы со временем изнашиваются, но быстрее всех такая участь настигает именно диск.

Для того, чтобы механизм сцепления долго служил верой и правдой, следует запомнить несколько простых правил:

Грамотно трогаться

Изначально этому процессу обучают в автошколе. Тут существует одно единственное правило — педаль сцепления необходимо отпускать плавно, но в тоже время быстро, чтобы не допустить пробуксовки диска в частично нажатом положении. Водитель должен научиться чувствовать момент схватывания. Кроме того, очень важно грамотно управлять педалью акселератора в момент начала движения. Если горючее начнет подаваться рано, обороты наверняка повысятся и замкнут сцепление. В результате — преждевременный износ фрикционов.

Не держите педаль сцепления в полунажатом положении

Такую ошибку довольно часто совершают даже опытные водители — слишком часто и регулярно выжимают педаль в ходе движения. Проще говоря, водители-новички не убирают ногу с левой педали и время от времени на нее нажимают (незаметно для себя). Это приводит к нагрузке на механизм и износу его компонентов. В итоге — пробуксовка, снижение ресурсов и перегрев узла.

Исключите пробуксовки

Как показывает практика, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях бездорожья — сцепление служит намного меньше, нежели на «городских» машинах. Длительные пробуксовки по грязи или снегу негативно сказываются в первую очередь именно на сцеплении. Если так случилось, что вы попали в грязь, при попытке выбраться из нее, делайте все как можно осторожнее, чтобы избежать перегруза трансмиссии. Появление характерного запаха — тревожный сигнал, который говорит о том, что пора прекратить вхолостую прокручивать колеса и искать другой выход из сложившийся ситуации.

Включение и выключение сцепление при нагрузке запрещено

Существенно продлится срок службы сцепления, если водитель избавится от вредной привычки — без дела отсоединять трансмиссию в ходе езды (например, при съезде с горки). К сожалению, такая привычка свойственна многим владельцам карбюраторных авто — якобы это неплохо экономит бензин. Но на сегодняшний день данный метод абсолютно не несет никакой экономии, а только вредит сцеплению. Очень важно запомнить — трансмиссия должна быть всегда подключена. За исключением трех моментов: трогание, остановка и переключение передач. Возьмите себе за правило — даже в пробках двигаться на передаче. Чем меньше будет манипуляций со сцеплением, тем меньше проблем будет.

Опускайте «ручник»

Начинающие водители частенько забывают перед началом движения опустить ручной тормоз. В это время колеса остаются частично или полностью заблокированными. В таком положении авто довольно сложно осуществлять движение: мотор, коробка передач, тормоза и сцепление испытывают сильнейшую нагрузку. Сцепление в таком случает особенно нагружено и начинает буксовать.

Исключите буксировку авто или тяжелых прицепов

Легковушки изначально не предусматривают буксировку. Частые поездки с прицепом, которые превышают допустимый вес —верный способ повредить механизм.

Перегазовка

Переключением таким способом, как и «спортивный старт» — прямое сокращение ресурсов сцепления. Прежде чем «стартонуть» на светофоре, вспомните ценники на новые детали и услуги механиков на автосервисах.

Как видим, несмотря на всю простоту и надежность, сцепление — весьма коварный и непредсказуемый механизм. Нередко он выходит из строя внезапно и ставит в тупик даже опытных водителей. Соблюдение простых правилп— гарантирует длительный срок службы.

Когда палится сцепление?

Часто новичок может услышать от опытного водителя, что сцепление палится. Поговорим подробнее о том, что происходит со сцеплением во время нажатия педали. Как это влияет на выжимной подшипник, корзину и диск сцепления, а также в каких случаях больше всего потребуется замена сцепления, рассмотрим в данной статье.

Читайте также:  Глушитель для мотоблока как сделать своими руками

Если говорить упрощенно, то сцепление состоит из корзины, выжимного подшипника и ведомого диска сцепления. Как раз последний элемент палится, горит и издает неприятный запах в это время. Это происходит из-за его нагрева при больших оборотах.

Износ сцепления

При любом нажатии на педаль сцепления. Но он может быть нормальным, а может быть повышенным. К примеру, вы трогаетесь обычным образом, обороты двигателя до 2000. Износ сцепления будет происходить в любом случае и это вполне нормальный, рабочий износ. Если вы трогаетесь на одном сцеплении, то оно убивается от этого гораздо меньше, потому что самый большой враг сцепления – это высокие обороты двигателя и когда сцепление находится в полусцеплении. Когда вы только поднимаете педаль, машина начинает трогаться, происходит схватка сцепления, происходит пробуксовка диска и в этот момент, чем выше обороты двигателя, тем больше вы палите сцепление. Это хуже всего для этой конструкции – большие обороты и не полностью отпущенная педаль сцепления. Если педаль выжата в пол, сцепление не палится вообще, потому что диски рассоединены. В этот момент изнашивается выжимной подшипник и пластины корзины, которые оказываются вогнутыми. Другое дело, когда вы трогаетесь с оборотами двигателя около 4-5 тыс. Тут износ просто колоссальный. Хуже может быть только начало движения таким образом под горку, что характерно для стиля вождения новичка.

Некоторые водители имеют плохую привычку при езде держать ногу на сцеплении, немного прижимая педаль. В таком случае имеем неплотное прижатие диска сцепления, но при этом всегда есть трение.

Новички могут допускать ошибку при начале движения. Приотпуская педаль сцепления начинают ехать быстрее, чем хотелось, и нажимают педаль тормоза. Что происходит в этот момент? Машина получает одновременно две команды – стоять и ехать. Диски немного касаются друг друга, и полимерный диск пробуксовывает. Как сделать правильно? При нажатии педали тормоза выжимайте сцепление в пол.

Почему не рекомендуют долго держать педаль сцепления?

Сам диск в таком случае не палится, но изнашивается выжимной подшипник и корзина, на которой пластины постоянно вогнуты. Многих интересует вопрос, долго это сколько? Секунд 20-30 это уже долго. Многие выжимают сцепление только для переключения коробки передач. Но если вы стоите на перекрестке и вам нужно влиться в поток, конечно, вы будете стоять наготове на первой передаче и с выжатым сцеплением. Спалить его можно и за один день, просто нужно хорошенько «постараться», к примеру, пробуксовывая в груде снега и при этом держа сцепление в полусцеплении. При нормальной размеренной езде это крайне маловероятно.

Вопреки расхожим страшилкам по поводу сцепления можно сказать, что спалить его не так-то и просто. Ресурс в любом случае вырабатывается и, в конце концов, заменять его придется. К слову ремонт довольно дорогостоящий, потому что нужно снять коробку, достать выжимной подшипник, корзину снять с маховика, а после поставить все на место. За счет большого объема работ формируется цена. Поэтому резонно менять не только диск сцепления, но и корзину с выжимным подшипником.

Ссылка на основную публикацию
Что делать если сломался ключ в замке и как открыть дверь
Сломался ключ в замке двери что делать и как вытащить Вариант запирания квартиры предполагает наличие какого-то запорного устройства: механического замка,...
Чип-тюнинг Kia Sportage 3
Чип тюнинг Киа Спортейдж 3 стоимость, плюсы и минусы Одним из самых легких способов улучшить динамические характеристики своего автомобиля —...
Чип-Тюнинг WV Passat B6, прошивка 152 лошадки в 200 лошадей в Липецке! ЧИП-ТЮНИНГ
Настройка, прошивка скрытых функций VW Passat B6 Фольксваген Пассат Б6 Настройка скрытых функций, чип-тюнинг, обновление прошивки блоков, навигации, диагностика Volkswagen...
Что делать если сорвана резьба на ступице
Ремонт и восстановление сорванной резьбы Ремонт резьбового отверстия (восстановление повреждённой резьбы) Наша компания не занимается восстановлением резьбы. Данная статья служит...
Adblock detector