Чем танк отличается от самоходки «Как и Почему»

Самоходная артиллерийская установка 2С19; Мста-С; Энциклопедия военной техники

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Вооружение: 152-мм нарезная гаубица 2А64, зенитный пулемет НСВТ-12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60
Запас хода по шоссе, км: 500
Возимый боезапас, выстр.: 50
Экипаж, чел.: 5

Литература

2С19 “Мста-С” самоходная гаубица

В начале 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 “Акация”. Артчасть предполагалась универсальной – для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.

Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ПО “Уралтрансмаш”) – головной разработчик шасси “Объект 316” и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО “Точность”) – разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске – качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева. В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий советской армии под обозначением 2С19 “Мста-С” (С – самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 “Мста-Б”, принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на “Уралтрансмаше” создали специальный тренажер 2Х51 “Бункеровка” для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе “Уралтрансмаш”. Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

“Мста-С” предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности. Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В. Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80. Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения.

Масса башни без боекомплекта – 13500 кг. Вооружение установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 “Краснополь” в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26. Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор – 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов – полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения. САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°. Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали – автоматически, по горизонтали – от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию – удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. “Мста-С” оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м.

Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем – командирской или старшего офицера. Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 “Утес” (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д – газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы – 8 часов. Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь – УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В “Туча” для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП). Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК “Капустник”, в состав которых обычно входят: машина командира батареи 1В152 “Капустник-Б”, машина старшего офицера батареи 1В153 и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Читайте также:  Рено Кангу (Renault Kangoo) 2019 - фото, цена, отзывы, технические характеристики

Впервые “Мста-С” была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами “Краснополь” оказались пораженными 38 целей. После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М. Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 “Мста-С”), которая может вести стрельбу снарядами “Краснополь-М”, а также западными боеприпасами того же калибра. Такая машина была впервые представлена на выставке вооружений “Eurosatory 2000” в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Эксперты оценивают стоимость одной САУ в 1,6 млн. долл.

Характеристики 2С19 “Мста-С”

Длина с пушкой вперед, мм – 11917
Длина корпуса, мм – 6040
Ширина по бортовым экранам, мм – 3584
Высота по крышу башни, мм – 2985
Колея, мм – 2800
Клиренс, м – 435
Вооружение (боезапас) – 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет – НСВТ-12,7 (300)
Максимальная дальность стрельбы, км – 24,7
Минимальная дальность стрельбы, км – 6,5
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Угол возвышения/склонения, град: +68/-4
Угол горизонтального наведения, град – 360
Начальная скорость ОФС, м/с – 828
Масса ОФС, кг – 43,56
Масса установки, т: 42 + 2,5%
Экипаж, чел.: 5
Двигатель (тип) – В-84А (Д,V12)
Мощность двигателя, л.с. – 780
Максимальная скорость движения, км/час – 60
Запас хода, км – 500

Самоходная пушка

152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С». 152-MM SELF-PROPELLED GUN S «HYACINTH»WITH» («OBJECT 307»)

17.05.2013
В объединение, дислоцированное в Амурской области, поступили 24 самоходные артиллерийские установи (САУ) «Гиацинт-С». 152-миллиметровая САУ «Гиацинт-С» – дальнобойная самоходная пушка. Она способна поражать цели на расстоянии до 33 километров.

23.01.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: 152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2017

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» Минобороны РФ продемонстрировало 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С».
Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах, а также для разрушения фортификационных сооружений.
Серийное производство на Уральском заводе транспортного машиностроения с 1977 до 1993 гг.
ВТС «БАСТИОН», 23.01.2018

152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2017
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017

22.03.2020

Расчеты дальнобойных САУ 2С5 «Гиацинт-С» артиллерийского соединения Восточного военного округа, дислоцирующегося в Амурской области, провели боевые стрельбы по координатам, передаваемым с беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Орлан-10. Стрельба велась по целям имитирующим полевые командные пункты и другие критически важные объекты условного противника.
Расчеты БЛА в течение нескольких часов провели разведку и выявили наиболее важные цели, для поражения которых необходимо высокоточное оружие. Координаты, передаваемые в режиме реального времени, позволили провести одиночные точечные удары дальнобойной артиллерии. В результате стрельбы все цели были поражены. Кроме того, артиллеристы отработали стрельбу залпом по площадным целям.
Применение комплекса БЛА с дальнобойной системой «Гиацинт» значительно расширяет её потенциал. Появилась возможность использования мощных снарядов на дальних расстояниях с результативностью высокоточного оружия.
Боевые стрельбы проводятся на полигоне Трехречье в ходе полевого выхода артиллерийских подразделений общевойскового объединения ВВО. К ним привлечено более 2 тысяч военнослужащих, задействовано около 400 единиц вооружения и техники.
Пресс-служба Восточного военного округа

152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С»

Разработка 152-мм самоходной пушки для замены в войсках 130-мм буксируемой пушки М-46 была задана Решением Министерства оборонной промышленности от 27 ноября 1968 года №592 трем основным разработчикам. Артиллерийская часть проектировалась в СКБ Пермского машиностроительного завода им. В.И.Ленина (главный конструктор Ю.Н.Калачников), самоходное шасси для пушки создавалось на Свердловском заводе транспортного машиностроения (СЗТМ, главный конструктор — директор Ю.В.Томашев), новые боеприпасы поручались Научно-исследовательскому машиностроительному институту (НИМИ, директор А.А. Каллистов).
Пушка калибром в 152-мм разрабатывалась сразу в двух вариантах с одинаковой баллистикой и специально созданными в НИМИ унифицированными боеприпасами: буксируемая 2А36 «Гиацинт-Б» и самоходная 2С5 «Гиацинт-С» (артчасть — 2А37). Новая самоходная пушка 2С5 по многим характеристикам артиллерийского вооружения должна была превосходить 152-мм самоходную гаубицу 2С3 «Акация», принятую на вооружение Советской армии в 1971 году.
Аванпроект самоходной пушки 2С5 был разработан в сентябре 1969 года, в нем рассматривалось три варианта установки: с открытой установкой пушки, с рубочным размещением орудия и с установкой артсистемы в легкобронированную закрытую вращающуюся башню. В процессе рассмотрения проекта в организациях Миноборонпрома и Министерства обороны для дальнейших работ была выбрана открытая установка орудия и раздельно-гильзовое заряжание системы. Параллельно был разработан и альтернативный вариант 152-мм самоходной пушки «Гиацинт-СК» с артиллерийской частью 2А43 имеющей картузное заряжания. Этот вариант установки был изготовлен, проходил испытания, но так и остался как опытный образец. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от июня 1970 года №427-151 были заданы официальные сроки создания самоходной пушки «Гиацинт-С».
В марте-апреле 1971 года для отработки баллистики 152-мм орудия были изготовлены две полигонные пушки с длиной ствола 7200 мм. Их испытания проводились с сентября 1971 года по март 1972 года. Результаты проведенных испытаний были оптимистичными. При выстреле с полным зарядом в 18,4 кг снаряд получал начальную скорость в 945 м/с, что превышало аналогичный показатель у зарубежных орудий такого класса, и мог поражать заданные цели на удалении в 28,5 км. При стрельбе усиленными зарядами в 21,8 кг максимальная дальность стрельбы достигала 31,5 км. Такие высокие показатели не давались даром, при стрельбе появились вредные явления — из-за избыточного давления пороховых газов возникла мощная дульная волна. В процессе дальнейшей отработки кон-структоры ограничили усиленный заряд до 20,7 кг и произвели удлинение ствола пушки.


Уже в апреле 1972 года были доработаны проекты пушек «Гиацинт-С» и «Гиацинт-Б» для самоходного и буксируемого вариантов. В конце 1972 года доработанные пушки (индекс 2А37) для самоходной установки 2С5 были отправлены на Свердловский завод транспортного машиностроения, где для них изготовили шасси. На заводе самоходные пушки были полностью собраны и отправлены на заводские и полигонные испытания. Полный цикл испытаний самоходной пушки 2С5 был закончен к 1974 году, началась подготовка серийного производства. В 1976 году была выпущена первая войсковая серия самоходных установок 2С5 «Гиацинт-С». В 1977 году промышленностью был полностью освоен серийный выпуск 152-мм пушек «Гиацинт» в буксируемом 2А36 «Гиацинт-Б» и самоходном 2С5 «Гиацинт-С» вариантах.
Самоходная пушка «Гиацинт-С» предназначена для ведения контрбатарейной борьбы, для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения, военной техники и органов управления войсками противника на глубину интере¬сов армии, для борьбы с тяжелой самоходной артиллерией и с танками противника.
152-мм самоходная пушка «Гиацинт-С» была создана на базе шасси «объекта 105» (100-мм самоходной установки СУ-100П) и «объекта 120», серии опытных самоходных установок 1950-1960-х годов. Она выполнена по без башенной схеме и относится к типу самоходных установок с открытым размещением орудия в кормовой части на поворотном станке. Самоходное шасси для установки 2С5 получило обозначение «объект 307». Корпус шасси самоходной пушки «Гиацинт-С» был цельносварной и полностью бронированный с лобовым листом толщиной 30 мм. Он защищает экипаж установки и оборудование от пуль, осколков и обеспечивает защиту экипажа от оружия массового поражения на марше. В средней и кормовой частях корпуса расположено боевое отделение, где размешен возимый боезапас в вертикальных укладках. В передней части корпуса размещено моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым многотопливным дизелем В-59, двухпоточной трансмиссией, коробкой передач в блоке с планетарным механизмом поворота.


152-мм пушка 2А37 установки 2С5 «Гиацинт-С» состоит из следующих основных частей: трубы-моноблока, казенника и дульного тормоза. Орудие смонтировано в корме самоходного шасси, что позволило уменьшить общую длину машины, сделать ее более компактной. Это дало самоходной пушке удобство для перевозки различными видами транспорта и позволило ей безопаснее перемещаться на марше. Пушка устанавливалась на вращающийся станок с центральным штырем шасси. Орудие имеет раздельно-гильзовое заряжание. Пушка обладает большей дульной энергией по сравнению с аналогичными артиллерийскими системами. Она снабжена полуавтоматическим затвором, гидропневматическим аккумулятором, использующим энергию отката, цепным досылателем для раздельной досылки снаряда и гильзы с зарядом в камору ствола. Орудие 2А37 так же имеет гидравлический тормоз отката канавочного типа, который оснащен пневматическим накатником. Для уменьшения отдачи пушка оборудована многокамерным щелевым дульным тормозом, который навинчивается на трубу ствола. Наведение пушки производится секторными подъемным и поворотным механизмами. При стрельбе наводчик находится вне бронирован¬ного корпуса у прицельных приспособлений, на марше он внутри корпуса машины.

Читайте также:  Замена фильтров в автомобиле - СТО; ГранатАвто М; в Минске


Механизированная боеукладка на 30 выстрелов и механизм заряжания обеспечивают автоматизированный цикл заряжания. Установка 2С5 оснащена полуавтоматическим механизмом заряжания с цепным транспортером и электроприводом. С помощью механизма заряжания элементы выстрелов перемещаются на линию досылания.
Стрельба из пушки 2С5 может вестись не только с подачей выстрелов из боеукладки, но и с грунта. При подаче снарядов и зарядов с грунта боевой расчет увеличивается до 7 человек. Защита боевого расчета при ведение стрельбы орудием 2А37 от пуль и осколков обеспечивается легким стальным щитом. Для уменьшения отката самоходной пушки при ведении стрельбы установка оборудована откидной опор-ной плитой-сошником, размещенной в корме корпуса. Принципиально новая компоновочная схема системы с передачей усилия выстрела через опорную плиту на грунт придала большую устойчивость самоходной пушке при выстреле.
Прицельные приспособления обеспечивают ведение огня с закрытых позиций и прямой наводкой. Стрельба прямой наводкой обеспечивается оптическим прицелом ОП4М-91А, ведение огня с закрытых позиций — механическим прицелом Д726-45 и орудийной панорамой ПГ-ТМ. Самоходная установка оснащена навесным оборудованием для самоокапывания, размещенным в носовой части корпуса и позволяющим за 30-40 минут оборудовать специальное укрытие. На турельной установке монтируется 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением. Время перевода самоходной пушки в боевое положение с марша 3-4 минуты.

Установка позволяет применять 152-мм корректируемые снаряды «Сантиметр» (разработчик АО НТЦ «АМЕТЕХ») и управляемые снаряды с лазерным наведением типа «Краснополь» (разработанные в тульском КБП) при использовании лазерного целеуказателя 1Д15. В настоящее время созданы более современные лазерные целеуказатели: 1Д20, 1Д20М, 1Д22, 1Д26.
В боекомплект пушки 2А37 могут входить следующие снаряды: осколочно-фугасные 3ОФ86 и 3ОФ87 с улучшенной аэродинамикой и донной выемкой, кассетные 3-О-13 с осколочными элементами, кассетные с самоприцеливающимися элементами, постановщики пассивных и активных помех.
В НИМИ для 152-мм установки 2С5 и буксируемого орудия 2А36 разработаны осколочно-фугасные снаряды повышенного могущества 3ОФ29 (дальность стрельбы до 28500 м) и 3ОФ59 (дальность стрельбы до 30000 м) используемые в выстрелах 3ВОФ39 и 3ВОФ40, 3ВОФ86 и 3ВОФ87 соответственно. Осколочное действие снаряда 3ОФ29 повысилось в 1,3-4,0 раза в сравнение с ОФС к орудиям Д-20 и М-47. Производство снарядов 3ОФ29 было развернуто на Верхнетуринском машиностроительном заводе.

Развитие колесных САУ в России

В современных российских вооруженных силах идет интенсивная работа по созданию различных артиллерийских систем на колесном шасси. Как развивались артиллерийские установки на колесной базе ранее? Зачем российской армии понадобились подобные самоходки? Читайте в нашем материале.

Еще во времена раннего строительства РККА Советский Союз весьма серьезно относился к созданию передовых вооружений, прошедшие первая мировая война, гражданская война и ряд локальных конфликтов еще сильнее подстегивали СССР к строительству мощной армии. Касалось это и артиллерии.

В то же время двадцатые и тридцатые годы двадцатого века стали настоящим бумом развития самых разных видов артиллерийских систем, создавались целые семейства совершенно новых орудий: скорострельные пушки, зенитные орудия, противотанковые орудия, универсальная артиллерия и прочие. При этом претерпевала изменения и концепция перемещения орудия на поле боя. Многие военные эксперты небезосновательно считали, что артиллерия в сражении должна непрерывно сопровождать и поддерживать войска и поэтому для нее должна быть создана своя подвижная база.

Подобные идеи ходили и среди военного руководства СССР. Однако если в ряде стран основным движителем для подобных систем выступали гусеничные платформы, то в Советском Союзе с этим делом было не все так гладко. Гусеничной техники катастрофически не хватало, тем более что одним из основных направлений военного строительства было создание мощных бронетанковых сил, для производства же самоходных артиллерийских установок ресурсов уже явно недоставало.

В этих условиях военное руководство СССР приняло решение о создании артиллерийской подвижной системы на шасси американского колесного грузовика «Морланд». В качестве основного вооружения в кузове машины решили расположить на тот момент современную 76-мм полковую пушку образца 1927 года. В 1933 году прошли испытания данной артиллерийской системы, которые в целом были признаны весьма успешными. В этом же году началось серийное производство самоходной установки названной СУ-12.

Впоследствии изготовление этой колесной самоходной артиллерийской установки (САУ) наладили на шасси ГАЗ-ААА. Из-за чего боевые машины, выпущенные на базе ГАЗ-ААА начали именоваться как СУ-1-12. Всего было выпущено 48 САУ на базе «Морланд» и 51 на базе ГАЗ-ААА.

СУ-12 активно принимали участие в учениях и маневрах РККА, впоследствии состоялось и их боевое применение. В 1938 году 8 СУ-1-12 приняли участие в боевых действиях против японской армии на озере Хасан. Своим огнем колесные САУ поддерживали идущие в атаку танки БТ-5 и Т-26. Всего по японским войскам было выпущено около 248 снарядов, самоходные установки в боях потерь не понесли, а их боевое применение было признано в целом успешным. В весьма ограниченном количестве данные САУ приняли участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и зимней войне с Финляндией.

Расчет СУ-12 заряжает орудие

Несмотря на в целом успешное боевое применение СУ-12 военные к данным машинам относились в основном скептически. Еще на момент своего создания данные самоходки считались скорее временным решением и впоследствии должны были быть заменены гусеничными аналогами. Серьезной критике подверглась и слабая защита как самих установок, так и расчетов. Вызывали нарекания и недостаточная проходимость машины, невозможность дальнейшей модернизации и установка более мощных орудий.

Все это привело к тому, что в 1935 году производство данных САУ остановилось. Поучаствовать в великой отечественной войне СУ-12 так же не удалось, практически все машины данного типа к тому времени полностью выработали свой ресурс. К началу войны три колесные самоходки оставались в частях РККА в Забайкальском военном округе, однако так же были впоследствии списаны с боевой службы.

После боевого дебюта различных самоходок на гусеничном шасси во время великой отечественной войны идея развития ствольной артиллерии на колесном ходу долгое время оставалась похороненной. Вернулись к данной концепции в СССР только в 80-х годах.

Боевые действия в Афганистане продемонстрировали, что гусеничные САУ не всегда удобны в применении. Они заметно ограничивали скорость войсковых подразделений и не годились для прикрытия армейских колонн. Решать данную проблему пришлось за счет имеющихся ресурсов. Так, в кузова грузовиков начали монтироваться различные орудия и минометы, превращая тем самым обычные машины в скоростные артиллерийские установки.

ЗИЛ-130В с пушкой ЗИС-3, вмонтированной в кузов, Афганистан

Опыт применения данных самодельных САУ не был проигнорирован военным руководством страны и в конструкторских бюро начались разработки современных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси.

Так, предполагалось создать целое семейство колесных САУ для батальонного, полкового и дивизионного звена. Одним из амбициозных проектов стала попытка переноса гаубицы «Мста» на шасси автомобиля КрАЗ. Проект получил именование «Мста-К», где буква «К» обозначала колесную базу. Начавшиеся в 1985 году работы над проектом позволили уже к 1987 году создать техническую документацию и выставить опытной образец САУ на испытания.

Опытный образец «Мста-К»

В ходе испытаний военная комиссия выявила ряд недостатков колесной базы грузовика и в своем заключении потребовала их устранения. Однако озвученные требования в Министерстве автомобильной промышленность посчитали тяжело устранимыми и дорогостоящими, поэтому проект «Мста-К» оказался быстро закрыт.

Подобная судьба постигла многие проекты колесных САУ того времени. Однако некоторые идеи все-таки смогли воплотиться в жизнь. Так, еще с конца 70-х годов в СССР шла разработка самоходной артиллерийской установки для поддержки обороны береговой линии. В 1988 году начались испытания опытного образца САУ на шасси МАЗ-543М, названной А-222 «Берег».

Испытания были признаны успешными и в том же 1988 году началось серийное производство данной самоходки. «Берег» обладал весьма хорошими для своего времени характеристиками. Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов (более 180 км в час) с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели.

Читайте также:  Как отрегулировать свет фар на Nissan Almera, Classic - своими руками Авто центр SPB - ремонт автом

Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены.

В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены.

В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. После выявления и устранения недостатков новая колесная самоходка была принята на вооружении ВС СССР в 1991 году под индексом 2С23 «Нона-СВК».

«Нона-СВК» представляла собой колесную базу БТР-80 с установкой на нее заместо пулеметной турели, боевого модуля от САУ «Нона-С», с возможностью монтажа пулемета ПКТ на крыше башни. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза.

После краха СССР основное количество данных самоходок досталось Российской Федерации. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. «Ноны-СВК», как и было задумано, использовались в целом для поддержки войск, подавления огневых позиций противника в зданиях и стрельбы с закрытых позиций подобно другим гаубичным системам. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК».

Уничтоженная «Нона-СВК» в Чечне

В какой-то мере «Нона-СВК» имела и коммерческий успех. Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР.

«Ноны-СВК» ВС Венесуэлы

После прихода к должности министра обороны России Сердюкова «Нона-СВК» так же не нашла свое место в списках закупаемого вооружения для нужд российской армии. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России.

В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу.

Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей.

ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне

Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом.

ГАЗ-3937 «Водник» в версии минометной САУ

В тоже время в двухтысячных начался настоящий бум колесных САУ. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной. Однако все изменилось после вступления войск России в войну в Сирии.

В ходе конфликта создание различных самодельных колесных САУ было поставлено многими воюющими сторонами на поток. Данные колесные самоходки активно и причем весьма успешно участвовали в боях. Они позволяли сопровождать войска в наступлении, обладали хорошей мобильностью и могли быстро уходить от возможного ответного обстрела противника. Концепцией подобных САУ серьезно заинтересовались российские военные. Впоследствии это выразилось в создание множества колесных артиллерийских самоходок в России.

Колесная САУ на базе гражданского грузовика сирийской армии

Уже в 2016 году на закрытом показе военного форума «Армия-2016» была представлена новая самоходная установка на базе бронеавтомобиля «Тигр» с 120-мм минометом «Сани», получившая название МЗ-304 «Горец».

Данная САУ помимо мощного 120-мм миномета выделяется еще и серьезной автоматизацией как процессов стрельбы, так и перезарядки основного орудия. При ведении огня САУ экипажу не требуется покидать машину, заряжание ведется в полуавтоматическом режиме, когда заряжающий через специальное окно для перезарядки засылает мину в дуло горизонтально наклоненного миномета. После этого автоматически миномет занимает положение для стрельбы.

САУ «Горец» в позиции для заряжания миномета

Миномет способен стрелять любыми типами 120-мм мин. Информация о целях стекается на компьютер командира расчета. Еще одним преимуществом данной САУ является то, что в случае необходимости ствол миномета может быть снят и за счет находящихся в машине плиты и лафета собираться в обычный переносной миномет. Это особо полезная функция в случае, если машина потеряет способность передвигаться или не сможет куда-либо проехать. На данный момент данная САУ проходит государственные испытания.

Еще одной колесной САУ, которая может стать на вооружение российской армии стала 2С36 «Зуралец-Д» создающаяся для нужд войск ВДВ. Данная САУ проектируется на базе бронеавтомобиля ВПК-39373 «Волк-3» с использованием как основного орудия 2Б16 «Нона-К». Помимо этого, ведутся работы по варианту самоходки и на гусеничной базе БМД-4М.

2С36 «Зауралец-Д»

По заявлениям разработчиков «Зауралец-Д» способна десантироваться из транспортных самолетов и вести обстрел из своей 120-мм пушки как минометными минами, так и артиллерийскими снарядами. Стоит отметить, что испытания данной САУ все еще продолжаются, и военные должны будут выбрать вариант самоходки либо на гусеничном, либо на колесном ходу, однако некоторые эксперты склонны полагать, что на вооружение будут поставлены оба варианта.

Так же испытания проходят такие колесные САУ как «Флокс» для нужд сухопутных войск и «Дрок» для подразделений ВДВ. По заявлениям разработчиков испытания должны закончиться через полтора года.

САУ «Флокс САУ «Дрок»

Пожалуй, на сегодняшний день венцом развития колесных САУ в России стало создание колесного варианта самоходной установки «Коалиция-СВ».

«Коалиция-СВ» на базе КАМАЗа

По заявлению Министерства обороны данная самоходка создается в первую очередь путем переработки сирийского опыта. Колесная «Коалиция-СВ» обязана сохранить основные параметры своего гусеничного варианта, но должна быть дешевле в производстве и иметь возможность перебрасываться транспортной авиацией. Время развертывания САУ составляет около полторы минуты. Скорострельность должна составить около 16 выстрелов в минуту. Данный комплекс на данный момент проходит государственные испытания.

Стоит отметить, что сейчас российская оборонная промышленность создает действительно множество САУ на колесном ходу из-за чего у военных появляется широкий выбор в закупке необходимого под определенные задачи вооружения. В то же время сами разработчики надеются получить от своих изделий и экспортный потенциал.

В ходе боев в Сирии колесные САУ показали себя как перспективный вид техники, в то же время основные причины в виде слабого бронирования и плохой подвижности, тормозивших подобную концепцию в настоящее время решены, путем создания более мощных автомобилей и применения в них концепции МРАПов. На данный момент колесные самоходки обладают рядом преимуществ перед гусеничными собратьями. В первую очередь это связано с подвижностью, так как современные войны в большинстве своем сводятся к маневренным боевым действиям, где немаловажен факт сочетания скорости войск и их огневой мощи. Принятие на вооружение колесных САУ поможет серьезно укрепить мощь российской армии, нивелировать ее отставание в данном классе вооружений и позволит проводить быстрые операции, которые зачастую и становятся решающими в современных конфликтах.

Ссылка на основную публикацию
Чем отличается коробка автомат от робота и что такое робот
Кпп робот или автомат что выбрать лучше видио В наши дни количество разновидностей коробок передач неуклонно растет день за днем....
Цветовая температура База знаний по сценическому освещению, звуковому оборудованию и театральной ме
О цветовой температуре светодиодных ламп таблица цветности, маркировки изделий В качестве осветительных приборов широко используются светодиоды. Это удобные малогабаритные и...
Цельнометаллическая оболочка тест-драйв фургона ГАЗель NEXT — – автомобильный журнал
Тест-драйв «ГАЗель Next» 4 «Группа ГАЗ», один из главных поставщиков коммерческого транспорта в России, сделала новую модель. Строго говоря, это...
Чем отличается масло 5w40 от 5w30 и какое выбрать
В чем разница между маслом 0w30 и 5w30 Разбираемся вместе! Нескончаемая тема о маслах плавно переползла на чистую синтетику. Судя...
Adblock detector